Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 36
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Простые и сложные предложения
Как отличить сложное предложение от простого предложения?
Номер 49.
- Прочитайте. Спишите.
Докажите, что данное предложение сложное. Сколько частей в этом предложении и сколько грамматических основ?
Спишите предложение. Подчеркните грамматическую основу в каждой части сложного предложения.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов.
Ответ:Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Это предложение сложное, так как содержит три части и три грамматические основы.
Предложения бывают простые и сложные.
В простом предложении одна грамматическая основа.
Вся поляна пестрела цветами.
Сложное предложение состоит из двух и более основ. Каждая часть сложного предложения имеет собственную грамматическую основу.
Гремел гром, и ярко сверкала молния.
Номер 50.
- Прочитайте.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Выделите грамматическую основу в каждой части сложного предложения. Как связаны между собой части сложного предложения: союзами? интонацией?
1. Из-за туч уныло солнышко гл..дит, ветер л..гкокрылый жалобно шумит. (С. Дрожжин) 2. Рак пятится назад, а щ..ка тянет в воду. (И. Крылов) 3. Осень наступила, выс..хли цветы, и гл..дят уныло голые кусты. (А. Плещеев) 4. Был тёплый дождь, в траве стоит вода, и стрек..за на ветке обсыхает. (М. Рыльский)
Ответ:Из-за туч уныло солнышко глядит, ветер легкокрылый жалобно шумит.
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
Был тёплый дождь, в траве стоит вода, и стрекоза на ветке обсыхает.
Части сложных предложений связаны между собой по смыслу, интонацией или интонацией и союзами "а", "и".
Номер 55.
Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
1. Я пришёл в библиотеку... .
2. Тучка набежала... .
3. Пёс Полкан... .
- Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.
1. Я пришёл в библиотеку и встретил там много знакомых. (Запятая не ставится между двумя однородными сказуемыми, соединенными союзом «и»)
Я пришёл в библиотеку, и Мария Ивановна помогла мне в поиске книги. (Запятая разделяет части сложного предложения)
2. Тучка набежала, но вскоре скрылась за горизонтом. (Запятая ставится между двумя однородными членами, соединенными союзом «но»)
Тучка набежала в полдень, посыпался мелкий дождик. (Запятая разделяет части сложного предложения)
3. Пёс Полкан лает, а не кусает. (Запятая разделяет однородные члены, соединенные союзом «а»)
Пёс Полкан сторожит дом, а собака Найда охотится в лесу за зайцем. (Запятая разделяет части сложного предложения)
Номер 56.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки2, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу1 врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.
По Е. Чарушину.
Тема: рыбак и его кот.
Основная мысль: кот Епифан очень сообразительный и ловкий, потому что научился ловить рыбу.
Заголовок: Два рыбака.
- Найдите простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните расстановку запятых в предложениях.
- Подготовьтесь к написанию изложения данного текста по самостоятельно составленному плану (см. Памятку 2, с. 143).
1. Простые предложения с однородными членами.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту.
Подошёл рыбак и удивился.
Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. (Запятая разделяет однородные члены, соединённые перечислительной интонацией).
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь.
2. Сложные предложения.
Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом.
Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.
(Запятые разделяют части сложных предложений)
Простые и сложные предложения можно различить по количеству грамматических основ. В простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных — две или более.
Изложение
Два рыбака
План:
1. Старик и кот Епифан рыбачили вместе.
2. Епифан оказался на речном плоту.
3. Кот научился ловить рыбу.
4. Два рыбака ловят рыбу порознь.
Кот Епифан и старик рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а кот сидел рядом и ждал угощения.
Однажды старик оглянулся, чтобы дать коту ерша, а Епифана нет. Увидел старик кота далеко на плоту.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, лапу в воду опустил. Плывут стайкой рыбешки, а кот подцепит когтями одну и съест.
Теперь два рыбака ловят рыбу порознь. Кот удит лапой с когтями, а старик – удочкой с крючком.
Напишите свой комментарий.