Номер 1.
Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы — слова в данных формах. Обозначьте в словах ударение.
Торт — ... , герб — ... , адрес — ... , шофёр — ... , трактор — ... , слесарь — ... , директор — ... , док-тор — ... , договор — ... .
Ответ:То́рт — то́рты, ге́рб — гербы́, а́дрес — адреса́, шофёр — шофёры, тра́ктор — тра́кторы, сле́сарь — сле́сари, дире́ктор — директора́, до́ктор — доктора́, догово́р — догово́ры.
Номер 2.
Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы — слова в данных формах. Обозначьте в словах ударение.
В магазине мы купили 5 килогра... ябло..., апельси..., две пары ботин..., туф..., сапо..., вареж... .
Ответ:В магазине мы купили пять килогра́ммов я́блок, апельси́нов, две пары боти́нок, ту́фель, сапо́г, ва́режек.
Номер 3.
Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.
Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди. Обозначьте в словах ударение.
Я предложил произнести слова из первого и второго упражнений своим родственникам, и услышал такие ошибки в ударениях: торты́, ге́рбы, шофера́, трактора́, слесаря́, до́говоры, туфле́й.
Номер 4.
Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли были произнесены данные слова.
Ответ:Эти слова были произнесены неправильно!
✓ Сделайте вывод: как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных? Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе
Ответ: Грамотный человек должен стремиться произносить слова правильно. Но не все знают особенности произношения многих слов, а иногда говорят неверно в силу привычки. Я предложил произнести слова из первого и второго упражнений своим родственникам, и услышал такие ошибки в ударениях: торты́, ге́рбы, шофера́, трактора́, слесаря́, до́говоры, туфле́й.
Эти слова были произнесены неправильно!
Особенно «отличился» дедушка: он убеждал меня, что всю жизнь слышал эти слова именно так. Пришлось мне открыть орфоэпический словарь и показать дедушке, как нужно произносить эти слова.
А для брата я нашёл стихи-запоминалки:
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.
В музее — натюрмо́рты:
На них — цветы и тóрты.
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
Проведя это исследование, я понял, как важно уметь правильно произносить слова, а для этого надо чаще заглядывать в орфоэпический словарь и контролировать себя.
Напишите свой комментарий внизу страницы.