Номер 212.
Прочитайте.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
М. Пришвин.
Главная мысль: «Охранять природу — значит, охранять родину».
Родина — это земля, на которой ты родился, это природа родного края, страны. Если мы будем беречь природу, значит, сохраним и родину.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Кому? — рыбе, птице, зверю, человеку — Дательный падеж.
Номер 213.
Прочитайте. Одинаковые ли будут окончания данных имён существительных в родительном и дательном падежах?
В родительном и дательном падежах окончания имён существительных 1-го склонения различаются, а у существительных 3-го склонения одинаковые.
Р. п.: тропинки, печки, (1-е скл.); площади, печи (3-е скл.). Д. п.: тропинке, печке, (1-е скл.); площади, печи (3-е скл).
Номер 214.
Прочитайте. Составьте из данных слов пословицы, изменяя по смыслу форму выделенных имён существительных. Какой темой можно объединить пословицы?
1. Ленивому, всё, книжка, Микитка, не, до. 2. Лодырь, Егорка, у, отговорки, всегда. 3. Ленивой, пряха, у, и, рубаха, для, себя, нет. 4. Лежебока, не, и, солнце, всходит, в, пору.
Ответ: Ленивому Микитке всё не до книжки. У лодыря Егорки всегда отговорки. У ленивой пряхи для себя нет и рубахи. Лежебоке и солнце всходит не в пору.
Данные пословицы относятся к теме безделья, лени.
Ленивому Микитке (Д. п.) всё не до книжки (Р. п.). У лодыря (Р. п.) Егорки (Р. п.) всегда отговорки. У ленивой пряхи (Р. п.) для себя нет и рубахи (Р. п.). Лежебоке (Д. п.) и солнце всходит не в пору.
Пословицы про меня
К уроку внеклассного чтения нам было дано задание прочитать рассказы Н. Носова. После уроков я отправился домой, а потом с друзьями на каток. В библиотеку я так и не сходил. На следующий день в спортзале проводились соревнования по прыжкам в длину, поэтому мне было не до рассказов Н. Носова. А вечером у меня слипались глаза, я лёг спать и совсем забыл про злополучные рассказы.
Утром я вспомнил про домашнее задание, но открывать компьютер и читать уже не было времени, надо было бежать в школу.
Конечно, учитель спросил меня на уроке, и в дневнике появилась жирная двойка. Домой я пришёл печальный. Родители сразу заметили моё грустное настроение и поинтересовались, что случилось. Пришлось рассказать о двойке. Правда, я всячески старался оправдать себя занятостью, но мама с осуждением сказала: «Ленивому Микитке всё не до книжки». А отец строго добавил: «У лодыря Егорки всегда отговорки».
Меня зовут не Микитка и не Егорка, но эти пословицы про меня.
Номер 219.
Прочитайте предложения из сказок.
1. Пошёл он ко своей землянк.., а землянк.. нет уж и сле́да. 2. Пушки с пристан.. палят, к..раблю пристать велят.4 3. Волшебница велела Золушк.. приоткрыть дверцу мышеловк.. . 4. Лиса наварила манной каш.. и размазала по тарелк.. .
1. Пошёл он ко своей землянке (Д. п., 1-е скл.), а землянки (Р. п., 1-е скл.) нет уж и следа. 2. Пушки с пристани (Р. п., 3-е скл.) палят, кораблю пристать велят. 3. Волшебница велела Золушке (Д. п., 1-е скл.) приоткрыть дверцу мышеловки (Р. п., 1-е скл.). 4. Лиса наварила манной каши (Р. п., 1-е скл.) и размазала по тарелке (Д. п., 1-е скл.).
Синтаксический разбор
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.4.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят4.
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о пушках. Отвечает на вопрос «что?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Пушки палят, велят. Отвечает на вопрос «что делают?». Это однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: пушки палят, велят.
5. Палят (откуда?) с пристани - обстоятельство; велят (что?) - пристать - дополнение; велят (кому?) кораблю - дополнение.
6. Значит, в предложении 3 словосочетания: палят с пристани, велят пристать, велят кораблю.
7. Записываю полный разбор предложения в тетрадь.
Номер 220.
Прочитайте. Записывали ли вы когда-нибудь адрес на конверте? В каком падеже нужно поставить фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо? А в каком падеже ставит фамилию, имя и отчество тот, кто отправляет письмо?
Фамилию, имя и отчество человека, кому адресуется письмо, нужно ставить в дательном падеже (кому?), а отправителя письма — в родительном падеже (от кого?).
Куда: 630022, Новосибирск, ул. Петухова,
д. № 105, кв. № 1
Кому: Ершову Виктору Петровичу
Номер 221.
Прочитайте.
Рад встреч.., спросил у Серёж.., подошёл к рощ.., сказал учительниц.., спустился с башн.., приехал к ноч.., вырезал из кост.., остановился возле деревн.., отвечал по математик.. .
Образец. Рад (чему?) встрече (1-е скл., Д. п.).
Ответ:Рад (чему?) встрече (1-е скл., Д. п.), подошёл (к чему?) к роще (1-е скл., Д. п.), сказал (кому?) учительнице (1-е скл., Д. п.), отвечал (по чему?) по математике (1-е скл., Д. п.).
Спросил (у кого?) у Сережи (1-е скл., Р. п.), спустился (с чего?) с башни (1-е скл., Р. п.), приехал (когда?) к ночи (3-е скл., Д. п.), вырезал (из чего?) из кости (3-е скл., Р. п.), остановился (где?) возле деревни (1-е скл., Р. п.).
Напишите свой комментарий внизу страницы.