Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 114
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 209.
Прочитайте.
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
- Обсудите, справедливы ли эти слова. О чём они заставляют нас задуматься?
- Запишите по памяти. Проверьте себя.
- Выделите окончания у имён существительных в форме дательного падежа единственного числа. Почему окончания у имён существительных в дательном падеже разные?
Я считаю, что изречение справедливо, потому что заставляет задуматься о важности мира на земле. Мудрый человек всегда стремится к добру и миру, счастью, а не к войнам и ра́спрям, потому что они несут горе.
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
К добру (Д. п., 2-е скл.) и миру (Д. п., 2-е скл.) тянется мудрец,
К войне (Д. п., 1-е скл.) и распрям тянется глупец.
Окончания имён существительных в дательном падеже разные, потому что они относятся к разному склонению.
Номер 210.
Прочитайте.
1. Пословица к (слово) молвится. 2. По (капля) — дождь, по (росинка) — роса. 3. По (речь) узнают человека. 4. (Дело) — время, (потеха) — час. 5. Поступай всегда по (совесть). 6. Отвага — (сила) подруга. 7. Цыплят по (осень) считают. 8. К всякой (вещь) относись бережно.
- Объясните, одинаковые ли окончания будут у имён существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
- Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение имён существительных, выделите их окончания.
Окончания у имён существительных в дательном падеже будут различаться, так как существительные относятся к разному склонению.
Пословица к слову (2-е скл.) молвится. По капле (1-е скл.) — дождь, по росинке (1-е скл.) — роса. По речи (3-е скл.) узнают человека. Делу (2-е скл.) — время, потехе (1-е скл.) — час. Поступай всегда по совести (3-е скл.). Отвага — силе (1-е скл.) подруга. Цыплят по осени (3-е скл.) считают. К всякой вещи (3-е скл.) относись бережно.
Номер 211.
Прочитайте.
- Составьте и запишите словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.
- Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение имён существительных.
Радоваться успеху, радоваться солнцу, идти по улице, идти по площади, плыть по Волге, плыть по морю, подъехать к гавани, подъехать к крепости, подъехать к деревне, подъехать к чаще, подарить бабушке, подарить приятелю, гулять по аллее, написать учительнице, спускаться по лестнице.
Радоваться успеху (2-е скл.), радоваться солнцу (2-е скл.), идти по улице (1-е скл.), идти по площади (3-е скл.), плыть по Волге (1-е скл.), плыть по морю (2-е скл.), подъехать к гавани (3-е скл.), подъехать к крепости (3-е скл.), подъехать к деревне (1-е скл.), подъехать к чаще (1-е скл.), подарить бабушке (1-е скл.), подарить приятелю (2-е скл.), гулять по аллее (1-е скл.), написать учительнице (1-е скл.), спускаться по лестнице (1-е скл.).
Номер 216.
Прочитайте.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
- Какова основная мысль этих строк? Как вы её поняли?
- Спишите предложения. Проверьте себя.
- В каком падеже употреблены имена существительные с выделенными окончаниями? Укажите падеж над этими именами существительными.
Основная мысль: «Охранять природу — значит, охранять родину». Родина — это земля, на которой ты родился, это природа родного края, страны. Если мы будем беречь природу, значит, сохраним и родину.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Номер 217.
Прочитайте. Одинаковые ли будут окончания данных имён существительных в родительном и дательном падежах?
В родительном и дательном падежах окончания имён существительных 1-го склонения различаются, а у существительных 3-го склонения одинаковые.
- Запишите данные имена существительные сначала в родительном, а затем — в дательном падеже. Укажите падеж имён существительных, выделите их окончания.
Р. п.: тропинки, печки, (1-е скл.); площади, печи (3-е скл.). Д. п.: тропинке, печке, (1-е скл.); площади, печи (3-е скл).
Номер 218.
Прочитайте. Составьте из данных слов пословицы, изменяя по смыслу форму выделенных имён существительных. Какой темой можно объединить пословицы?
1. Ленивому, всё, книжка, Микитка, не, до.
2. Лодырь, Егорка, у, отговорки, всегда.
3. Лежебока, не, и, солнце, всходит, в, пору.
Ленивому Микитке всё не до книжки.
У лодыря Егорки всегда отговорки.
Лежебоке и солнце всходит не в пору.
- Запишите составленные пословицы. Укажите падеж и выделите окончания имён существительных в форме родительного и дательного падежей.
- Составьте по любой из данных пословиц рассказ или сказку. Подготовьтесь рассказать составленный текст.
Ленивому Микитке (Д. п.) всё не до книжки (Р. п.).
У лодыря (Р. п.) Егорки (Р. п.) всегда отговорки.
Лежебоке (Д. п.) и солнце всходит не в пору.
Пословицы про меня
К уроку внеклассного чтения нам было дано задание прочитать рассказы Н. Носова. После уроков я отправился домой, а потом с друзьями на каток. В библиотеку я так и не сходил. На следующий день в спортзале проводились соревнования по прыжкам в длину, поэтому мне было не до рассказов Н. Носова. А вечером у меня слипались глаза, я лёг спать и совсем забыл про злополучные рассказы.
Утром я вспомнил про домашнее задание, но открывать компьютер и читать уже не было времени, надо было бежать в школу.
Конечно, учитель спросил меня на уроке, и в дневнике появилась жирная двойка. Домой я пришёл печальный. Родители сразу заметили моё грустное настроение и поинтересовались, что случилось. Пришлось рассказать о двойке. Правда, я всячески старался оправдать себя занятостью, но мама с осуждением сказала: «Ленивому Микитке всё не до книжки». А отец строго добавил: «У лодыря Егорки всегда отговорки».
Меня зовут не Микитка и не Егорка, но эти пословицы про меня.
Напишите свой комментарий.