Безударное падежное окончание имени существительного — это орфограмма.
Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже (упр. 182)?
1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной — творительный падеж; определяю склонение: осина — имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а 1-го склонения; вспоминаю: имя существительное 1-го склонения в творительном падеже имеет окончание -ой или -ей, значит, в слове осиной надо писать окончание -ой.
2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной — творительный падеж; определяю склонение: осина — имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а 1-го склонения; подбираю имя существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание -ой.
Номер 184.
Прочитайте.
Давно облетели осенние листья клён.., лип.., топол.., берёзк... Только иглы ел.., кедр.., пихт.. остались зелёными.
Окончания этих имён существительных в данном падеже будут различными. Потому что окончания имён существительных зависят не только от того в каком падеже они употребляются, но ещё и от того какое склонение и число имеют.
Необходимо помнить, что окончание имени существительного в начальной форме (Именительный падеж, ед.ч) зависит от рода существительного: мужского, женского или среднего. Далее при склонении имени существительного выбор окончания будет зависеть от того в каком числе и падеже оно употребляется.
Давно облетели осенние листья клёна (Р. п., 2 скл., ед. ч.), липы (Р. п., 1 скл., ед. ч.), тополя (Р. п., 2 скл., ед. ч.), берёзки (Р. п., 1 скл., ед. ч.). Только иглы ели (Р. п., 3 скл., ед. ч.), кедра (Р. п., 2 скл., ед. ч.), пихты (Р. п., 1 скл., ед. ч.) остались зелёными.
Давно облетели осенние листья клёна, липы, тополя, берёзки. — повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложненное однородными членами.
В предложении говорится о листьях. Листья — подлежащее.
Листья (что сделали?) облетели — сказуемое.
Листья (какие?) осенние — определение, уточняет подлежащее.
Листья (чего?) клёна — дополнение, уточняет подлежащее.
Листья (чего?) липы — дополнение, уточняет подлежащее.
Листья (чего?) тополя — дополнение, уточняет подлежащее.
Листья (чего?) берёзки — дополнение, уточняет подлежащее.
Облетели (когда?) давно — обстоятельство, уточняет сказуемое.
Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже (упр. 188)?
1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной — творительный падеж; определяю склонение: осина — имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а 1-го склонения; вспоминаю: имя существительное 1-го склонения в творительном падеже имеет окончание -ой или -ей, значит, в слове осиной надо писать окончание -ой.
2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной — творительный падеж; определяю склонение: осина — имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а 1-го склонения; подбираю имя существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание -ой.
Номер 184.
Прочитайте.
Давно облетели осенние листья клён.., лип.., топол.., берёзк..4. Только иглы ел.., кедр.., пихт.. остались зелёными.
Падеж выделенных имён существительных — родительный. Окончания существительных в родительном падеже будут различными, потому что зависят от склонения.
Давно облетели осенние листья клёна (Р. п., 2 скл., ед. ч.), липы (Р. п., 1 скл., ед. ч.), тополя (Р. п., 2 скл., ед. ч.), берёзки (Р. п., 1 скл., ед. ч.). Только иглы ели (Р. п., 3 скл., ед. ч.), кедра (Р. п., 2 скл., ед. ч.), пихты (Р. п., 1 скл., ед. ч.) остались зелёными.
Устно:
Давно облетели осенние листья клёна, липы, тополя, берёзки.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее, подчёркиваю одной чертой: Давно облетели осенние листья клёна, липы, тополя, берёзки.
3. Нахожу сказуемое, подчеркиваю двумя чертами: Давно облетели осенние листья клёна, липы, тополя, берёзки.
4. Называю грамматическую основу предложения: Листья облетели.
5. Нахожу второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Для этого задаю вопросы. Подчёркиваю второстепенные члены, обозначаю связь стрелками.
6. Называю словосочетания: облетели (когда?) давно, листья (какие?) осенние, листья (чего?) клёна, листья (чего?) липы, листья (чего?) тополя, листья (чего?) берёзки.
В предложении шесть словосочетаний.
Даю характеристику предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ и второстепенных членов предложения:
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными членами.
Запишем разбор в тетрадь:
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными членами) Словосочетания: облетели (когда?) давно, листья (какие?) осенние, листья (чего?) клёна, листья (чего?) липы, листья (чего?) тополя, листья (чего?) берёзки.
Напишите свой комментарий внизу страницы.