Номер 8.
Прочитайте.
Первая вахта
Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.
Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.
Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.
Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают — так и сияют от радости.
Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело — охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!
Е. Пермяк.
Тема текста: «Каникулы нахимовца Саши на корабле»
Основная мысль: первая вахта у флага — награда за усердную службу.
Каникулы, корабле, командовал, крейсером, нахимовское училище, маленького, его, нахимовец, не получается, не радоваться, души не чаяли, не бездельничал, сигнальщикам, матросы, усердную, доверено.
1. Каникулы нахимовца Саши на корабле.
2. Трудолюбие маленького моряка.
3. Награда за усердную службу.
4. Первая вахта на корабле.
5. Радость нахимовца.
Как подготовиться к изложению
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
2. Определите тему и основную мысль текста. Обратите внимание на то, как автор их раскрывает. Подумайте, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
3. Составьте план. Для этого определите количество частей в тексте (или разделите текст на части, если они не выделены), выделите главное в каждой части и озаглавьте эти части.
4. Найдите слова с орфограммами. Объясните их правописание. Обратите внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.
5. Ещё раз прочитайте текст. Мысленно перескажите его. Начинайте писать изложение текста по плану.
6. Проверьте написанное изложение.
Номер 9.
Прочитайте.
По наружности Собо́лько напоминал обыкновенную дворня́гу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.
Лебедь красиво подплыл к берегу.4 Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.
Один из островов Светлого озера назывался Голода́ем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.
По Д. Мамину-Сибиряку
1. Первый текст является описанием, так как в нем говорится о признаках собаки, к тексту можно поставить вопрос: «Соболько какой?» 2. Второй текст является повествованием, так как рассказывает о действиях лебедя. К тексту можно поставить вопрос: «Что произошло?» 3. Третий текст — это рассуждение, так как в нем дается объяснение названия острова. К тексту можно задать вопрос: «Почему?»
Лебедь красиво подплыл к берегу (По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, простое, распространённое).
Спишем текст (один на выбор): По наружности Собо́лько напоминал обыкновенную дворня́гу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.
Лебедь красиво подплыл к берегу. Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.
Один из островов Светлого озера назывался Голода́ем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.
Напишите свой комментарий внизу страницы.