Номер 168.
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Май — пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча. Зазвенел сверкающий дождь. Не успел дождь отзвенеть, а уж над берёзовой рощей появилась зелёная дымка. Из почек высунулись острые зелёные клювики. И на каждом дождинка висит.
Птицы поют весь день и даже ночью. Лучше всех поют соловьи, певчие дрозды, черноголовки, зарянки.
Н. Сладков
Выпишите из текста три любых глагола и разберите каждый из них как часть речи. Спишите предложения второго абзаца, подчеркните в них главные члены предложения. Обозначьте известные вам орфограммы.
Ответ:Заглавие:
1) Май.
или
2) Май — пора быстрых перемен.
или
3) Майские перемены.
Разбор глаголов как части речи (три на выбор):
нависла — глаг., нач. ф. — нависнуть, прош. вр., ед. ч., ж. р.
зазвенел — глаг., нач. ф. — зазвенеть, прош. вр., ед. ч., м. р.
(не) успел — глаг., нач. ф. — успеть, прош. вр., ед. ч., м. р.
отзвенеть — глаг., неопределённая форма.
появилась — глаг., нач. ф. — появиться, прош. вр., ед. ч., ж. р.
высунулись — глаг., нач. ф. — высунуться, прош. вр., мн. ч.
висит — глаг., нач. ф. — висеть, наст. вр., ед. ч.
поют — глаг., нач. ф. — петь, наст. вр., мн. ч.
Птицы поют весь день и даже ночью. Лучше всех поют соловьи, певчие дрозды, черноголовки, зарянки.
Орфограммы (устно):
поют — безударная проверяемая гласная в корне: пой;
ночью — разделительный «ь»;
соловьи — непроверяемая гласная в корне; безударная проверяемая гласная в корне: соло́вушка; разделительный «ь»;
певчие — парные по звонкости-глухости согласные: певец;
дрозды — безударная проверяемая гласная в корне: дрозд;
черноголовки — безударная проверяемая гласная в корне: чёрный; соединительная гласная «о»; безударная проверяемая гласная в корне: го́ловы; парные по звонкости-глухости согласные: головушка.
Номер 169.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Какие орфограммы нужно знать, чтобы не допустить ошибок?
1. (В)город (при)шла в..сна. 2. (На)небе (за)сиял.. со..нце. 3. Р..бята (не)спешат домой с ул..цы. 4. (На)праз..нике (в)школе музыканты играли марш.., звучал.. красивая русская реч.. . 5. Надо любить и береч.. свой р..дной язык, р..дную природу. 6. (Не)тор..пись ск..зать, что всё уже знаешь.
Ответ: 1. В город пришла весна. 2. На небе засияло солнце. 3. Ребята не спешат домой с улицы. 4. На празднике в школе музыканты играли марш, звучала красивая русская речь. 5. Надо любить и беречь свой родной язык, родную природу. 6. Не торопись сказать, что всё уже знаешь.
Орфограммы, которые нужно знать:
1. Правописание предлогов с именами существительными: в город, на небе, на празднике, в школе.
2. Правописание приставок в глаголах: пришла, засияло.
3. Проверяемые гласные и согласные в корне: весна (вёсны), солнце (солнечный), родной/родную (ро́дина), торопись (торо́пится), сказать (ска́жет).
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне (словарные слова): (на) празднике, улицы.
5. Окончания глаголов прошедшего времени: засияло (солнце — с. р.), звучала (речь — ж. р.).
6. Правописание «не» с глаголами: не спешат, не торопись.
7. «Ь» после шипящих на конце имён существительных: марш (м. р.), речь (ж. р.).
8. «Ь» после шипящих на глаголов: беречь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.