Номер 99.
Прочитайте текст. Прислушайтесь к звучанию слов.
В русском языке немало слов, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действия или предметы: шуршать, шипеть, жужжать, чирикать, ворковать, барабан, мяуканье, грохот. Такие слова помогают ярко, выразительно передать мысль.
Подумайте, что передают звуки в таких скороговорках и предложениях: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша»; «Жужжит жужелица, жужжит, кружится».
Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
Найдите в тексте и выпишите две скороговорки, подчеркните буквы повторяющихся звуков.
Научитесь произносить эти скороговорки чётко и быстро, без запинки.
русском — прилагательное
действия — глагол
предметы — существительное
шуршать — глагол
шипеть — глагол
барабан — существительное
мяуканье — существительное
мысль — существительное
передают — глагол
звуки — существительное
Скороговорки:
«От топота копыт пыль по полю летит»
«Жужжит жужелица, жужжит, кружится».
Номер 100.
Прочитайте стихи Андрея Усачёва.
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
Использует ли поэт звуковые повторы? Что они помогают изобразить? Выпишите «шуршащие» слова.
Попробуйте сами вспомнить такие слова, составить и записать с ними предложения.
Да, поэт использует повторы звуков [ш], [у], [с]. Они помогают изобразить шуршание в тиши.
Шуршащие слова: шуршат, шуршит, камыш, мышь, шурша, спешит.
Предложения:
Детёныш мышки залез в крышку.
Эта мартышка никудышная воришка.
Парнишка шикнул на шмеля и шершня.
Шура и Саша шли по шоссе.
Напишите свой комментарий внизу страницы.