Номер 124.
Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имен прилагательных.
молодой лес
молодая роща
молодое дерево
весенний дождь
весенняя погода
весеннее утро
молодой лес (ед.ч. м.р.)
молодая роща (ед.ч. ж.р.)
молодое дерево (ед.ч. ср.р.)
весенний дождь (ед.ч. м.р.)
весенняя погода (ед.ч. ж.р.)
весеннее утро (ед.ч. ср.р.)
Действительно, имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что имя существительное, потому что мы не говорим молодая лес, молодой роща.
(какой?) Молодой лес (ед.ч. м.р.)
(какой?) весенний дождь (ед.ч. м.р.)
(какая?) Молодая роща (ед.ч. ж.р.)
(какая?) весенняя погода (ед.ч. ж.р.)
(какое?) Молодое дерево (ед.ч. ср.р.)
(какое?) весеннее утро (ед.ч. ср.р.)
Окончание имен прилагательных, как и в именах существительных, указывает на их изменение по родам.
Женский род: -ая, -яя.
Мужской род: -ий, -ой, -ый.
Средний род: -ое, -ее.
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:
м.р. м.р.
верный друг,
ж.р. ж.р.
алая заря,
ср.р. ср.р.
лесное озеро.
Имя прилагательное в единственно числе изменяется по родам:
м.р.
яркий (свет),
ж.р.
яркая (лампа),
ср.р.
яркое (солнце);
м.р.
синий (костюм),
ж.р.
синяя (лента),
ср.р.
синее (небо).
Номер 122.
Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.
Шапочка алая,
Жилеточка нетка́ная,
Кафта́нчик ря́бенький2.
(Курица)
Красный цвет,
Винный вкус,
Каменное2 сердце.
(Виноград)
Для того, чтобы определить род имен прилагательных я смотрела на окончание имен прилагательных и род существительного, к которому прилагательное относится.
Рябенький - прил.,
каменное - прил.
Номер 123.
Прочитайте.
Жареный к..ртофель, вкусное2 какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная2 глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч..1, извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.
Речь − [р’эч’] − 1 слог
р – [р’] – согл., звон. непарн, мягк. парн.;
е – [э] – гласн., ударн.;
ч – [ч’] − согл., глух. непарн, мягк. непарн.;
ь – [-] – не обозначает звука.
Вкусное - прил.,
лесная - прил.
Памятка 8. Как подготовиться к диктанту
1. Прочитайте текст. Выясните смысл непонятных слов.
2. Найдите в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определите, в какой части слова находится проверяемая (или непроверяемая) орфограмма. Подумайте, как объяснить ее написание.
3. Если не знаете, как проверить слово, то запомните, как оно написано.
4. Обратите внимание на употребление знаков препинания в предложениях.
5. Будьте внимательны при записи каждого слова.
Напишите свой комментарий внизу страницы.