Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть - страница 68

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021-2023.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 68

Номер 118.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Синяя птица1 – это название птицы. Она живет в горах Памира и Тянь-Шаня. У этой птицы есть секрет. Издалека оперение синей птицы черное, вблизи – сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко – и перо синей птицы начнет вспыхивать ярким синим цветом.
Н. Сладков

  • Спишите описание синей птицы. Подчеркните имена прилагательные. Какова их роль в тексте?
Ответ:

Для текста подойдет заголовок: «Синяя птица» или «Красивая птичка Памира».

Издалека оперение синей птицы черное, вблизи – сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко – и перо синей птицы начнет вспыхивать ярким синим цветом.

Данные прилагательные употреблены в тексте, потому что именно они позволяют описать предмет, ведь указывают на его признак, а главное – делают речь более выразительной.

Звуко-буквенный разбор1:

птица − [пт’и́ца] − 2 слога.
п – [п] – согл., глух. парн, тв. парн.;
т – [т’] – согл., глух. парн, мягк. парн.;
и – [и́] − гласн., ударн.;
ц – [ц] – согл., глух. непарн, тв. непарн.;
а – [а] − гласн., безударн.


5 б., 5 зв.

Номер 119.

Прочитайте два текста о ромашке.

Маленькое солнце на моей ладошке, –
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
З. Александрова

Белая ромашка (или нивяник) – многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жесткие, с зазубринами по краям. Цветки собраны в цветочную корзинку: желтые в середине, а белые по краям.
А. Онегов

  • Определите, в чем сходство и различие данных текстов. Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой – наиболее образно? Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе?
  • Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах.
Ответ:

Оба текста рассказывают об одном предмете – ромашке, оба дают его описание, но первый текст наиболее образные. Его можно встретить в сборниках стихотворений, художественной литературе. Второй текст более серьезного содержания с точными данными о ромашке. Такой текст можно встретить в научной или справочной литературе.

В обоих текстах имена прилагательные выполняют одну роль: они обозначают признаки предметов, но они носят разный характер: в первом тексте более образно, а во втором более точно рассказывают о ромашке.

Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 68

Номер 117.

Прочитайте.

«Царевна-Лебедь»... Так называется картина Михаила Александровича Вру́беля, замечательного мастера русской живописи.
На картине изображена сказочная девушка-птица. Как она красива! Милое, прекрасное, загадочное лицо. Широко открытые и немного печальные глаза. Чуть-чуть удивлённо приподняты собо́льи брови и сомкнуты губы.
Мерца́ют бирюзо́вые, голубые, изумру́дные камни на венце́-коко́шнике. Перламу́тровый, жемчу́жный цвет излучают огромные белоснежные крылья. Девушка придерживает рукой полувоздушную белую фату́.
За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Волны бьются о скалы чудесного острова. Остров сияет багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко на горизонте зажглась вечерняя заря.
В картине царит покой. Лишь лёгкий шорох крыльев да плеск морских волн нарушают безмолвие.
По И. Долгополову

  • Чем интересен этот текст? Сравните текст с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» в «Картинной галерее» учебника. Скажите, какое впечатление произвела на вас картина. Чем запомнилось?
Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 68, задание 117, 2023 год
Ответ:

Текст очень красиво составлен и четко передает все изображенное, но при этом он наполнен выразительными прилагательными.

Нельзя спутать о какой именно картине идет речь. Очень подробное и красивое описание.

Картина мне очень понравилась. Загадочная дева-птица обернулась на чей-то зов. В ее глазах замер вопрос, а губы накрыла какая-то загадка. Легкий платок обрамляет удивительно роскошный венец. Черные как смоль брови обрамляют личико, но при этом не разрушают хрупкость девушки и грацию.

Номер 118.

Прочитайте еще раз текст упр. 117. Найдите в тексте имена прилагательные, назовите их. С какой целью они использованы в тексте?

  • Найдите в тексте имена прилагательные-синонимы.
  • Подберите из текста синонимы к словам зеленый, большой, багряный, сказочный.
  • Найдите в тексте словосочетания, образованные из имени прилагательного и имени существительного. Выпишите любые пять словосочетаний. Укажите в них имена прилагательные.

                          прил.
Образец. Белоснежные крылья, ... .

Ответ:

Имена прилагательные: замечательного, русской, сказочная, красива, милое, прекрасное, загадочное, отрытое, печальные, собольи, бирюзовые, голубые, изумрудные, перламутровый, жемчужный, огромные, белоснежные, полувоздушную, белую, чудесного, багровыми, алыми, приветливыми, волшебными, вечерняя, легкий, морских.

Они позволяют описать предметы в тексте, и делают речь более выразительной.

Занимательный – чудесный; красивый – прекрасный; сказочный – волшебный; бирюзовые – голубые; багровый – алый.

Зеленый – изумрудный;
Большой – огромный;
Багряный – багровый;
Сказочный – загадочный – чудесный – волшебный.

     прил.
Изумрудные камни;
     прил.
чудесного острова;
     прил.
сказочная девушка-птица;
     прил.
печальные глаза;
     прил.
волшебными огнями.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх