Номер 113.
Прочитайте стихотворение.
Красные маки, жёлтый песок,
Зелёный зажегся на ветке листок.
Жук фиолетовый греет бока4.
Синяя плещет река в берега.
Оранжевым солнцем согреты леса.
А у скворца голубые… глаза.
В. Степанов
Красный – алый.
Оранжевый – огненный.
Желтый – золотой.
Зелёный – травяной.
Голубой – небесный.
Синий – васильковый.
Фиолетовый – лиловый.
(какие?) Красные маки,
(каким?) Оранжевым солнцем,
(какой?) Жёлтый песок,
(какой?) Зелёный листок,
(какие?) Голубые глаза,
(какая?) Синяя река,
(какой?) Фиолетовый жук.
Жук фиолетовый греет бока.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О жуке) В предложении слово жук отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (греет) Слово греет отвечает на вопрос (что делает?) Значит, слово греет – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее жук и сказуемое греет – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Жук (какой?) фиолетовый - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: греет (что?) бока - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: жук фиолетовый, греет бока.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 114.
Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.
Мартовское2 со..нце3, осв..тило п..ляну вес..ло затенькала проворная с..ничка л..сная мыш.. пр..б..жала по снегу прыгнула на ель1 мал..нькая белочка еловая ветка сбросила сн..говую шапку.
Поработав со словами, можно понять, что они составляют 5 предложений, каждое из которых образует завершенную мысль.
Мартовское солнце (непроизн. согл. зв) осветило (све́т) поляну (по́ле). Весело (весе́лье) затенькала проворная синичка (синь). Лесная (лес) мышь (сущ. ж.р. с шипящим на конце) пробежала (бег) по снегу. Прыгнула на ель маленькая (мале́нько) белочка. Еловая ветка сбросила снеговую (снег) шапку.
В предложении прилагательные являются определениями.
Мартовское - прил.
Солнце – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма – солнце. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, в предложении является подлежащим.
Номер 115.
Прочитайте. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спишите.
Северный Ледовитый океан, Черное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.
Некоторые слова пишутся с заглавной буквы, потому что являются именами собственными и обозначают названия географических объектов.
Северный Ледовитый океан, Черное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.
Номер 113.
Прочитайте. Определите тему текста. Подберите к нему название.
Синяя птица1 – это название птицы. Она живет в горах Памира и Тянь-Шаня. У этой птицы есть секрет. Издалека оперение синей птицы черное, вблизи – сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко – и перо синей птицы начнет вспыхивать ярким синим цветом.
По Н. Сладкову
Тема: синяя птица.
Название: «Красивая птичка Памира».
Издалека оперение синей птицы чёрное, вблизи – сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко – и перо синей птицы начнет вспыхивать ярким синим цветом.
Данные прилагательные употреблены в тексте, потому что именно они позволяют описать предмет, ведь указывают на его признак, а главное – делают речь более выразительной.
птица − [пт’и́ца] − 2 слога.
п – [п] – согл., глух. парн, тв. парн.;
т – [т’] – согл., глух. парн, мягк. парн.;
и – [и́] − гласн., ударн.;
ц – [ц] – согл., глух. непарн, тв. непарн.;
а – [а] − гласн., безударн.
Номер 114.
Прочитайте два текста о ромашке.
Маленькое солнце на моей ладошке, –
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
З. Александрова
Белая ромашка (или нивяник) – многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жесткие, с зазубринами по краям. Цветки собраны в цветочную корзинку: желтые в середине, а белые по краям.
А. Онегов
Оба текста рассказывают об одном предмете – ромашке, оба дают его описание, но первый текст наиболее образные. Его можно встретить в сборниках стихотворений, художественной литературе. Второй текст более серьезного содержания с точными данными о ромашке. Такой текст можно встретить в научной или справочной литературе.
В обоих текстах имена прилагательные выполняют одну роль: они обозначают признаки предметов, но они носят разный характер: в первом тексте более образно, а во втором более точно рассказывают о ромашке.
Напишите свой комментарий внизу страницы.