Номер 228.
Прочитайте. Определите тему стихотворения. Придумайте к нему заголовок.
Висит, Не замечают
Скучает Пуговицы,
Пуговица – Пока
Спокойно Не оторвётся.
Ей живется. Р. Сеф
Тема: маленькая пуговица.
Заголовок: «Незаметная пуговица».
«Незаметная пуговица»
Висит, Не замечают
Скучает Пуговицы,
Пуговица – Пока
Спокойно Не оторвётся.
Ей живется. Р. Сеф
Выделенные буквосочетания -тся произносятся как [ца].
Номер 229.
Прочитайте загадки. Объясните отгадки.
1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы) 2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)
1. Часы, потому что иногда стрелки часов делают циферблат похожим на сердящееся лицо, часы идут.
2. Язык, потому что он помогает издавать звуки.
3. Стул, потому что у него есть спинка, и есть 4 ножки.
1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)
Номер 230.
Прочитайте. Назовите сказки.
1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (К. Чуковский) 2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (С. Маршак) 3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)
1. (К. Чуковский «Путаница»)
2. (С. Маршак «Кот и лодыри»)
3. (С. Михалков «Фома»)
1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! (побудит., восклиц.) Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (побудит., восклиц.)
2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. (повеств., невосклиц.) Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (повеств., восклиц.)
3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. – (повеств., невосклиц.)
Не мурлыкайте, не чирикайте, не уйдешь, не попить, не поесть, не прочесть, не верил.
Обратите внимание! Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться: (что делает?) учится, (что делать?) учиться.
Номер 229.
Прочитайте отрывок из стихотворения. Определите тему стихотворения.
Это мальчик-рисовальщик,
(По)краснел он до(ушей),
Потому что (не)умеет
Он чинить карандашей.
(Ис)крошились.
Еле-еле
(За)острились.
(По)худели.
И (вз)молилися они:
– (От)пусти нас, (не)чини!
О. Мандельштам
Тема: мальчик-рисовальщик и карандаши.
Это мальчик-рисовальщик,
Покраснел он до ушей,
Потому что не умеет
Он чинить карандашей.
Искрошились.
Еле-еле
Заострились.
Похудели.
И взмолилися они:
– Отпусти нас, не чини!
Объясним правильность выполненных заданий:
покраснел, искрошились, заострились, похудели, взмолилися, отпусти – это приставки, а не предлоги, потому что нельзя вставить между приставкой-предлогом и словом добавочное слово;
не умеет, не чини – частица не с глаголами пишется раздельно;
до ушей – это предлог, потому что можно вставить слово – до (твоих) ушей, значит, пишем раздельно.
Номер 230.
Прочитайте. Назовите произведение.
1. Только уселась команда косая, весь островочек пр..пал под водой. 2. Мимо бревно сукова́тое плыло4. Зайцев с десяток сп..салось на нём. 3. «Взял бы я вас – да п..топите лодку!» 4. Тут мои зайчики точно сбесились: смотрят3, на задние лапы вст..ют3, лодку к..чают, гр..сти не д..ют: берег з..видели плуты косые...
Н. Некрасов
Это произведение «Дедушка Мазай и зайцы».
Тема рисунка: дед Мазай спасает зайцев.
Плыл Дед Мазай однажды на своей лодке. Много было снега зимой. Вот река и полноводная вышла из берегов.
Плывет он на ней, плывет, и видит, стоят на берегу зайцы. Мокрые, напуганные, холодные. Посадил он их в свою лодку да повёз к бережку.
Дрожат косые так, что лодка трясется. А как берег увидели, так занервничали, запрыгали от радости. Так Дед Мазай всех ушастых и спас.
Синтаксический разбор
Умелые руки покоя не знают.4.
Мимо бревно суковатое плыло.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (о бревне) В предложении слово бревно отвечают на вопрос что? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о бревне? (плыло) Слово плыло отвечают на вопрос что делало? (бревно (что делало?) плыло) Значит, слово плыло – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее бревно и сказуемое плыло – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: бревно (какое?) суковатое - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: плыло (где?) мимо - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: суковатое бревно, плыло мимо.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.