Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 66
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 118.
Произнесите слова.
- Охарактеризуйте согласные звуки, которые есть в данных словах (твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, парный или непарный).
Лист
Л [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
С [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
Т [т] – согл., глух. парн., тв. парн
Октябрь
К [к] – согл., глух. парн. тв. парн.
Т [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
Б [б] – согл., зв. парн., тв. парн.
Р [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
Чай
Ч [ч‘] – согл., глух. парн., мягк. непарн.
Й [й‘] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Флаг
Ф [ф] – согл., глух. парн., тв. парн.
Л [л] – согл., зв. непарн., тв. парн.
Г [г] – согл., зв. парн., тв. парн.
Номер 119.
Прочитайте.
- Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний.
- Придумайте по одному примеру к каждому буквосочетанию. Запишите слова с данными буквосочетаниями.
Жи – ши всегда пишется с буквой И.
Ча – ща всегда пишется с буквой А.
Чу – щу всегда пишется с буквой У.
Чт, чн, чк, щн, нч пишется без мягкого знака.
Жи – ши: ёршик, коржик.
Ча – ща: чаша, чаща.
Чу – щу: чулок, щука.
Чт, чн, чк, щн, нч: ночник, почта, кочка, мощно, пончик.
Номер 120.
Прочитайте Памятку 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова» (с. 143–144). Пользуясь образцом, выполните звуко-буквенный разбор одного из данных слов: роса, ключ, день.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова
1. Произнесите слово. Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.
2. Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
3. Произнесите (выделите голосом) каждый звук в слове по порядку.
4. Определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назовите букву, которой обозначается каждый звук.
5. Сделайте вывод о количестве звуков и букв в слове.
Образец рассуждения
В слове заря́ два слога: за и ря. Слог ря́ ударный. Звуки в слове можно обозначить так: [зар’а́].
Называю звуки по порядку:
[з] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой «зэ»;
[а] – гласный, безударный; обозначается буквой «а»;
[р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой «эр»;
[а́] – гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука; обозначается буквой «я».
В слове заря 4 звука, 4 буквы.
Образец письменного разбора
Заря [зар’а́] – 2 слога.
з – [з] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
а – [а] – гласн., безударн.;
р – [р’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
я – [а́] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Роса [раса́] – 2 слога.
Р [Р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
о [а] – гласн., безударн.
с [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
а [а́] – гласн., ударн.
4 буквы, 4 звука.
Ключ [кл'у́ч'] – 1 слог.
К [К] – согл., глух. парн., тв. парн.
л [л'] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ю [у́] – гласн., ударн.
ч [ч'] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
4 буквы, 4 звука.
День [д'э́н'] – 1 слог.
д – [д'] – согл, зв. парн., мягк. парн.
е – [э́] – гласн., ударн.
н – [н'] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
4 буквы, 3 звука.
Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова.
Номер 121.
Прочитайте. Составьте пословицы.
Чучело только видом пугает.
Покорное слово гнев укрощает.
Чужим умом век не прожить.
- Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.
Чучело только видом пугает – внешность бывает обманчива, и она никак не характеризует человека.
Покорное слово гнев укрощает – доброе слово помогает конфликт любой решить.
Чужим умом век не прожить – в любой ситуации нужно думать своей головой.
Век [в'э́к] – 1 слог.
В – [в'] – согл., зв. парн., мягк. парн.
е – [э́] – гласн., ударн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
3 буквы, 3 звука.
Номер 120.
Прочитайте. Произнесите слова.
- Произнесите согласные звуки в любом слове. Определите признаки каждого согласного звука в этом слове (твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, парный или непарный).
Лист
Л [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
С [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
Т [т] – согл., глух. парн., тв. парн
Октябрь
К [к] – согл., глух. парн. тв. парн.
Т [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
Б [б] – согл., зв. парн., тв. парн.
Р [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
Чай
Ч [ч‘] – согл., глух. парн., мягк. непарн.
Й [й‘] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Флаг
Ф [ф] – согл., глух. парн., тв. парн.
Л [л] – согл., зв. непарн., тв. парн.
Г [г] – согл., зв. парн., тв. парн.
Номер 121.
Прочитайте.
- Составьте сообщение о том, что вы знаете о правописании в словах данных буквосочетаний.
- Придумайте по одному примеру к каждому буквосочетанию. Запишите слова с данными буквосочетаниями.
В сочетаниях жи и ши после шипящих согласных всегда пишется буква И. Например: пушистая, жили, ошибка, дружить.
В сочетаниях ча и ща после шипящих пишется буква А. Например: площадь, чаща, дача, пощада.
В сочетаниях чу и щу пишется буква У. Например: щука, чучело, чувство, щупальце.
Мягкие непарные согласные буквы «ч» и «щ» в словах воздействуют на рядом стоящую согласную, смягчая её. Несмотря на мягкое звучание, в сочетаниях «чт», «чк», «чн», «нч», «щн», мягкий знак не пишется. Например: мечта, ночка, ночной, балкончик, обманщик, мощный, сварщик.
Жи – ши: ёршик, коржик.
Ча – ща: чаша, чаща.
Чу – щу: чулок, щука.
Чт, чн, чк, щн, нч: ночник, почта, кочка, мощно, пончик.
Номер 122.
Прочитайте в учебнике Памятку 1 «Как выполнить звуко-буквенный разбор слова» (с. 141). Пользуясь образцом, выполните звуко-буквенный разбор одного из данных слов: роса, ключ, день.
Роса [раса́] – 2 слога.
р [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
о [а] – гласн., безударн.
с [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
а [а́] – гласн., ударн.
4 буквы, 4 звука.
Ключ [кл᾿у́ч᾿] – 1 слог.
к [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
л [л᾿] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ю [у́] – гласн., ударн.
ч [ч᾿] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
4 буквы, 4 звука.
День [д᾿э́н᾿] – 1 слог.
д – [д᾿] – согл, зв. парн., мягк. парн.
е – [э́] – гласн., ударн.
н – [н᾿] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
4 буквы, 3 звука.
Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова.
Номер 123.
Прочитайте. Составьте пословицы.
Чучело только видом пугает.
Покорное слово гнев укрощает.
Чужим умом век не прожить.
- Запишите составленные пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.
Чучело только видом пугает – внешность бывает обманчива, и она никак не характеризует человека.
Покорное слово гнев укрощает – доброе слово помогает конфликт любой решить.
Чужим умом век не прожить – в любой ситуации нужно думать своей головой.
Гнев [гн᾿э́ф] – 1 слог
г [г] – согл., зв. парн., тв. парн.
н [н᾿] – согл., зв. непарн., сонор., мягк. парн.
е [э́] – гласн., ударн.
в [ф] – согл., глух. парн., тв. парн.
4 буквы, 4 звука.
Напишите свой комментарий.