Номер 201.
Рассмотрите схемы предложений. Выпишите из текста упр. 200 предложения, которые подходят к данным схемам.
1 схема: Зелёная травка заворсилась. (второстепенный член предложения зелёная поясняет подлежащее)
2 схема: Листья на берёзах проклюнулись. (второстепенный член предложения на берёзах поясняет сказуемое)
Номер 202.
Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы составить из слов каждой группы предложение?
1. Ребята, дубом, жёлуди, собрали, спелые, под. 2. Посадили, в, они, землю, семена. 3. Появились, весной, ростки. 4. Второклассники, за, молодыми, стали ухаживать, деревцами. 5. Около, дубовая, скоро, зашумит, школы, роща.
Чтобы составить предложение из слов, нужно их связать между собой по смыслу, чтобы предложение выражало законченную мысль.
Юннаты
Ребята собрали под дубом спелые жёлуди. Они посадили семена в землю. Весной появились ростки. Второклассники стали ухаживать за молодыми деревцами. Скоро около школы зашумит дубовая роща.
Эти предложения составляют текст, потому что они связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.
Номер 203.
Каждое слово имеет своё лексическое значение.
Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.
Синонимы – это слова одной части речи, имеющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся по написанию, звучанию (близкие по значению слова). Например: отец – папа, быстро – скоро, смешной – забавный.
Антонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения (противоположные по значению слова). Например: север – юг, радовать – огорчать, мягкий – твёрдый.
Номер 206.
Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов в первой группе – это однокоренные слова, а каждая пара слов во второй группе – это формы одного и того же слова.
Масло – маслице, яблоня – яблонька, снежки – снежинки.
Озеро – озёра, картина – картины, облако – облака.
В первой группе слова в парах однокоренные, потому что у них есть общая часть (корень) и сходное лексическое значение.
Во второй группе в парах представлены формы одного слова, потому что отличаются слова в парах только окончаниями.
Чтобы выделить корень, необходимо подобрать к слову однокоренные слова.
Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово и посмотреть, какие буквы на конце слова исчезнут.
Озеро – озёра, картина – картины, облако – облака.
Номер 207.
Все слова в русском языке объединяются в группы – части речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. Распознать их можно задавая вопрос.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? или какая? какое? и обозначает признак предмет.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? или что сделать? и обозначает действие предмета.
Местоимение – это часть речи, которая не обозначает предмет, а только указывает на него.
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Мы используем слова разных частей речи, чтобы строить предложения, чтобы наша речь была красивой и точной.
Глаголы нужны, чтобы передать движения, события.
Прилагательные – чтобы описать предметы или явления.
Существительные, чтобы называть предметы.
Местоимения, чтобы заменять имена существительные, чтобы не было повторов в речи.
Предлоги – для связи слов в предложениях.
Номер 208.
Рассмотрите рисунок.
Продолжение номера 208 на следующей странице
Напишите свой комментарий внизу страницы.