Номер 206.
Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное.
Огонь – огоньки, окунь – ..., стебель – ...; мебель – мебельный, школа – ..., сила – ...; декабрь – декабрьский, апрель – ... .
Огонь – огоньки, окунь – окуньки, стебель – стебельки; мебель – мебельный, школа – школьный, сила – сильный; декабрь – декабрьский, апрель – апрельский.
Ме-бель, ме-бельный, мебель-ный
Вспомните! Мягкий знак (ь)при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от буквы согласного звука: маль-чик, паль-то, ступень-ки.
Номер 207.
Прочитайте.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд...
А. Пушкин
Читая это стихотворение можно представить замерзшую реку и детей, которые катаются на коньках по ней.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд...
А. Пушкин
Нельзя перенести слово льдом, потому что оно состоит из одного слога.
Маль-чишек, мальчи-шек, конь-ками, конька-ми
(При переносе мягкий знак не отделяется от буквы впередистоящего согласного звука.)
Номер 203.
Прочитайте. В чём смысл первого предложения?
1. Не спор(?) по пустякам! 2. Нел(?)зя брат(?) чужие вещи! 3. У кол(?)ца нет кон(?)ца. 4. Горят угол(?)ки в угол(?)ке печи. 5. У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки. 6. У крыл(?)ца шест(?). На нём шест(?) гал(?)чат.
Не спорь по пустякам, значит, что нужно уметь приходить к компромиссам, уметь договариваться.
Не спорь по пустякам! Нельзя брать чужие вещи! У кольца нет конца. Горят угольки в уголке печи. У лесенки есть ступеньки. У крыльца шест. На нём шесть галчат.
Номер 1.
Прочитайте. Запишите данные слова по степени убывания в них согласных звуков.
Сыр, спорт, ива, край.
Ответ:Спорт, край, сыр, ива.
Номер 2.
Прочитайте. Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки.
Капля — цапля, лук — люк, хор — хорь.
Ответ:Капля — цапля [к — ц]
Лук — люк [л — л᾿]
Хор — хорь [р — р᾿]
Номер 3.
Прочитайте. Запишите только те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Щавель, якорь, кисель, йод, ручей, лицей.
Ответ:Щавель [щ᾿], якорь [й᾿], кисель [к᾿], йод [й᾿], лицей [л᾿].
Номер 4.
Прочитайте. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.
Чайка, ноябрь, шляпа.
Ответ:Чайка, ноябрь, шляпа.
Номер 5.
Прочитайте. В каких словах количество звуков и букв одинаково? Объясните свой ответ.
Зима, июль, льды.
Ответ:Зима — [з᾿има] 4 буквы, 4 звука
Июль — [ий᾿ул᾿] 4 буквы, 4 звука
Льды — [л᾿ды] 4 буквы, 3 звука, потому что мягкий знак звука не обозначает.
Номер 6.
Расскажите о «работе», которую выполняет буква «мягкий знак» (ь) в слове.
Ответ:Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме.
Напишите свой комментарий внизу страницы.