Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть ответы – страница 139

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Плешаков А. А., Крючкова В. А.
- Часть: 1.
- Год: 2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

- По своим наблюдениями расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
В новосибирской области у пресных водоёмов встречаются все самые известные растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист.
Животные у пресных водоёмов тоже самые обыкновенные: утки, водомерки, бобры, лягушки, цапли, улитки.
- Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
Цепи питания в пресноводном сообщества Новосибирской области.
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
- По приведённому на с. 127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края. При необходимости используй краеведческую литературу.
1. Пресноводное сообщество Новосибирской области
2. Организмы, составляющие сообщество: водные растения, микроорганизмы, микроскопические водоросли, рыбы, птицы, звери.
3. Экологическия связи сообщества можно выразить в таких цепях питания:
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
4. Значение сообщества для человека заключается в том, что это – большой источник пресной воды, необходимой и в приготовлении пищи и на производстве. Источник рыбы, которую используют в пищу и для получения лекарственных веществ.
5. Влияние человека на сообщество заключается в том, что большое количество мусора отравляет воду, живых организмов в нём и самого человека. Кроме того, деятельность заводов может привести к выбросам в водоёмы ядовитых веществ. Неумеренное же использование воды грозит уменьшением количества пресной воды, необходимой для жизни всего живого.
6. Охрана сообщества заключается в том, что ведётся тщательный контроль за деятельностью заводов и их деятельность около водоёмов. Кроме того проводятся различные очистительные мероприятия по спасению малых пресных водоёмов: болот и озёр. Наконец, проводятся разные акции, которые привлекают людей к проблеме сохранения пресных водоёмов.
Обсудим!
Номер 1.
Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
Ответ:
Названия животных, которые говорят о том, что они живут в воде: прудовик, жук-плавунец, клоп-водомерка.
Названия растений, которые говорят о том, что они живут в воде: водоросли, водокрас.
Номер 2.
Какие приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
Ответ:
Ряска – маленькие растения, которыми питаются утки-кряквы, не имеют корней. Они способны передвигаться с потоками воды и при этом получать питательные вещества.
Рыбы – обтекаемая форма тела, плавники, хвост и жабры.
Цапля – длинный клюв, длинные ноги.
Утки – перепонки между пальцами.
Номер 3.
Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Ответ:Если исчезнут лягушки численность комаров возрастёт, ведь хищники не будут на них охотиться. Численность цапель наоборот уменьшится, потому что им нечем будет питаться. Лягушки могут исчезнуть из-за того, что водоёмы будут слишком загрязнены или уменьшится численность их источников питания.
Проверь себя
Номер 1.
Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
Ответ:Пресноводное сообщество составляют водные растения, микроорганизмы, микроскопические водоросли, рыбы, птицы, звери.
Номер 2.
Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.
Ответ:
Примеры экологических связей на примере цепей питания:
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
Номер 3.
Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
Ответ:
В особой охране нуждаются такие растения и животные пресных вод:
- белая водяная лилия;
- стрелолист;
- ландыш;
- кубышка;
- моллюски;
- бобры;
- цапли.
Задания для домашней работы (на выбор)
Номер 1.
В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Ответ:
В этой главе повествуется о том, что бобр – это огромный грызун, которого называют царём, ведь его размеры могут посоревноваться только с дикобразом. В главе упоминаются такие экологических связи, как:
- деревья для бобра – это строительный материал
- деревья для бобра – это источник питания.
Интересными мне показались такие факты:
1) Бобры не перестают жевать даже во сне, ведь зубы у них растут всю жизнь, и их нужно стачивать.
2) Живут бобры довольно много, от 20 до 25 лет.
3) Бобр выбирает деревья потоньше, сваливает их, а затем разгрызает и несёт в воду. Но может и завалить дерево, которое превышает размеры самого бобра в несколько раз.
4) Бобр обладает большой шкурой. Мех не пропускает воду, потому что он очень густой. При этом вся шкура связана жиром.
5) Хвост у бобра очень сильный, похож на лопату. Хвост одновременно и руль, и весло.
6) У бобра очень тонкий слух. При малейшем постороннем звуке, бобры уходят под воду. Ударом своего хвоста они предупреждают об опасности своих сородичей.
Номер 2.
В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Ответ:
В рассказе «Берегите раков!» повествуется такая ситуация, что школьники вылавливают раков из речки ради веселья. Но ребята не знали, что раки не могут жить в загрязненной воде, в которой мало кислорода. Они гибнут из-за массового вылова, а ведь выполняют огромную роль в сообществе пресных водоёмов.
Раки – это санитары для водоёмов, как дятлы для леса. Они поедают остатки растений, очищая пруды и озёра.
Немного иная ситуация в рассказе «Зачем нужны ракушки». Все мы, гуляя у водоёмов, могли наблюдать странные панцирные организмы, которые живут на дне озёр и рек. К таким относится, например, беззубка или перловица.
Жёсткий панцирь защищает мягкое тело. Плотно сжатые створки пропускают воду с питательными веществами, а затем выбрасывает уже очищенную воду.
Скорость моллюска очень медленная из-за чего очень часто люди вылавливают их и пытаются открыть, что приводит к гибели животного. Я считаю, что делать это категорически запрещено, ведь животное очищает водоём.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.