Математика 5 класс учебник Виленкин, Жохов 1 часть ответы – применяем математику на 77-78 странице

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Виленкин Н.Я., Жихов В.И., Чесноков А.С. и др.
  • Часть: 1.
  • Год: 2020-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 1

Турист может попасть из пункта Т в пункт В разными маршрутами, представленными на схеме (рис. 2.23). Выберите самый короткий маршрут.

Математика 5 класс учебник Виленкин, Жохов 1 часть. Применяем математику, страница 77-78 задание 1
Ответ:

ТРВ = ТР + РВ = 141 км + 352 км = 493 км.

Шаг 1.
Найдём длину каждого маршрута от пункта Т в пункт В.

1) Рассмотрим маршрут ТАВ:
ТА + АВ = 226 км + 283 км = 509 км.

2) Рассмотрим маршрут ТАРВ:
ТА + АР + РВ = 226 км + 84 км + 352 км = 310 км + 352 км = 662 км.

3) Рассмотрим маршрут ТРАВ:
ТР + РА + АВ = 141 см + 84 см + 283 см = 225 см + 283 см = 508 (км).

4) Рассмотрим маршрут ТРВ:
ТР + РВ = 141 км + 352 км = 493км.

5) Рассмотрим маршрут ТРСВ:
ТР + РС + СВ = 141 км + 241 км + 294 км = 382 км + 294 км = 676 км.

6) Рассмотрим маршрут ТМСВ:
ТМ + МС + СВ = 94 км + 232 км + 294 км = 326 км + 294 км = 620 км.

7) Рассмотрим маршрут ТМСРВ:
ТМ + МС + СР + РВ = 94 км + 232 км + 241 км + 352 км = 326 км + 593 км = 919 км.

Шаг 2.
Расставим длины маршрутов в порядке возрастания:

493 км < 508 км < 509 км < 620 км < 662 км < 676 км < 919 км
Значит, самый короткий маршрут ТРВ = 493 км.

Ответ: самый короткий маршрут ТРВ = 493 км.

Номер 2

а) В сентябре 1812 г. произошло Бородинское сражение – важнейшая битва русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией в Отечественной войне с Наполеоном. В каком году праздновалось 200 лет Бородинской битвы?
б) Ледовое побоище произошло на 570 лет раньше Бородинской битвы. В этом сражении русские воины под командованием Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями, которые хотели завоевать северо-западные земли Руси. Когда произошло это сражение?
в) Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII произошло на 467 лет позже Ледового побоища. В каком году это было?
г) Куликовская битва произошла на 329 лет раньше Полтавского сражения. Победа русских воинов под командованием Дмитрия Донского над войском Мамая сыграла важную роль на пути к восстановлению единства Руси. Найдите год этой битвы.
д) Победа в Великой Отечественной войне произошла через 133 года после Отечественной войны с Наполеоном. В каком году это было?
е) Постройте шкалу времени с ХII по XX в., приняв один век равным трём клеткам. Отметьте года этих исторических событий на этой шкале.

Ответ:

а) 1812 + 200 = 2012 (г) – 200 лет Бородинской битвы;
б) 1812 – 570 = 1242 (г) – Ледовое побоище;
в) 1242 + 467 = 1709 (г) – Полтавская битва;
г) 1709 – 329 = 1380 (г) - Куликовская битва;
д) 1812 + 133 = 1945 (г) – победа в Великой Отечественной войне.
е)

Математика 5 класс учебник Виленкин, Жохов 1 часть. Применяем математику, страница 77-78 задание 2

а) Нужно к дате начала Бородинской битвы (1818 г.) прибавить 200 лет и узнаем, когда праздновали 200 лет Бородинской битвы.
1812 + 200 = 2012 (год) – празднование 200 лет Бородинской битвы.

б) Ледовое побоище произошло на 570 лет раньше Бородинской битвы, значит от даты начала Бородинской битвы (1818 г.) нужно отнять 570 лет.
1812 - 570 = 1242 (год) – произошло Ледовое побоище.

в) Полтавская битва произошла на 467 лет позже Ледового побоища. Значит, к дате Ледового побоища (1242 г.) нужно прибавить 467 лет и получим:
1242 + 467 = 1709 (год) – произошла Полтавская битва.

г) Куликовская битва произошла на 329 лет раньше Полтавского сражения. Значит, из даты Полтавской битвы (1709 г.) нужно вычесть 329 лет.
1709 - 329 = 1380 (год) – произошла Куликовская битва.

д) Победа в Великой Отечественной войне произошла через 133 года после Отечественной войны с Наполеоном. К дате Бородинской битвы (1818 г.) нужно прибавить 133 года.
1812 + 133 = 1945 (год) – победа в Великой Отечественной войне.

Пояснение к проверочной работе страница 77-78

е) Начертим шкалу времени начиная с ХII века до XX в., где длина каждого века равна 3 клеткам.

Пояснение к проверочной работе страница 77-78

1242 г – это почти середина 13 века;
1380 г – это конец 14 века;
1709 г – это начало 18 века;
1812 г – это начало 19 века;
1945 г – это почти середина 20 века.

Номер 3

Грузоподъёмность лифта 320 кг. Сможет ли в нём поехать семья из шести человек, если папа весит 96 кг, мама – 73 кг, старший сын – 67 кг, дочь – 51 кг и младший брат – 37 кг?

Ответ:

96 + 73 + 67 + 51 + 37 = 324 кг – вес всей семьи;
324 кг > 320 кг – семья в лифте поехать не сможет.

Ответ: не сможет.

Шаг 1.
Составим краткую запись к задаче:
Пояснение к проверочной работе страница 77-78
Шаг 2.
Найдём общий вес всех членов семьи, сложив вес каждого человека:

96 + 73 + 67 + 51 + 37 = 96 + 140 + 88 = 236 + 88 = 324 (кг) – вес всей семьи.

Шаг 3.
Сравним вес всей семьи с грузоподъёмностью лифта:

324 кг > 320 кг
Общий вес семьи больше грузоподъёмности лифта, значит семья в лифте поехать не сможет.

Ответ: семья не сможет поехать на лифте.

Номер 4

Дополнительные занятия по шахматам начинаются полчетвёртого. Дорога занимает 25 мин. Во сколько надо выйти из дома, чтобы прийти на занятия за 10 мин до начала?

Ответ:

1) 25 + 10 = 35 (мин) – за сколько времени до начала занятия нужно выйти;
2) 15 ч 30 мин – 35 мин = 14 ч 55 мин – время выхода из дома.

Ответ: в 14 ч 55 мин.

Шаг 1.
Составим краткую запись задачи:

Начало – 15 : 30
Дорога – 25 мин
Выйти – ? + 10 мин

Шаг 2.
Дорога занимает 25 минут, а прийти нужно за 10 минут до занятий.
Узнаем за сколько времени до занятий нужно выйти из дома, для этого сложим время:

25 + 10 = 35 (мин) – за сколько времени до начала занятия нужно выйти.

Шаг 3.
Полчетвёртого – это 15 ч 30 мин, а выйти из дома нужно за 35 минут, значит:

15 ч 30 мин – 35 мин = 14 ч + (60 мин + 30 мин – 35 мин) = 14 ч + (90 мин – 35 мин) = 14 ч 55 мин – время выхода из дома.

Ответ: из дома нужно выйти в 14 ч 55 мин.

Также задачу можно решить в виде выражения:
15 ч 30 мин – (25 мин + 10 мин) = 15 ч 30 мин – 25 мин – 10 мин = 15 ч 5 мин – 10 мин = 14 ч 55 мин.

Номер 5

Пятиклассники отправились на экскурсию. Они вышли из школы в 9:15. На посадку в автобус потратили 15 мин. На автобусе до музея ехали один час сорок пять минут. В музее пробыли два с половиной часа. Потом возвращались на автобусе на полчаса дольше, чем ехали в музей. В класс они пришли через 10 мин и 25 мин обсуждали экскурсию.
а) Запишите время начала каждого этапа экскурсии.
б) Сколько времени заняла экскурсия?

Ответ:

а)
1) 9 ч 15 мин – вышли из школы;
2) 9 ч 15 мин + 15 мин = 9 ч 30 мин – начало поездки;
3) 9 ч 30 + 1 ч 45 мин = 11 ч 15 мин – прибытие в музей;
4) 11 ч 15 мин + 2 ч 30 мин = 13 ч 45 мин – окончание экскурсии;
5) 13 ч 45 мин + (1 ч 45 мин + 30 мин) = 13 ч 45 мин + 2 ч 15 мин = 16 ч 00 мин – прибытие обратно;
6) 16 ч 00 мин + 10 мин = 16 ч 10 мин – пришли в класс и начали обсуждать экскурсию;
7) 16 ч 10 мин + 25 мин = 16 ч 35 мин – закончили обсуждать экскурсию.

б) 16 ч 35 мин – 9 ч 15 мин = 7 ч 20 мин – заняла экскурсия.

Составим краткую запись к задаче:
Пояснение к проверочной работе страница 77-78

Задание а.
1) Из школы вышли в 9 ч 15 мин.

2) На посадку потратили 15 минут, значит:
9 ч 15 мин + 15 мин = 9 ч 30 мин – начало поездки.

3) После начала поездки они приехали в музей через 1 ч 45 мин, значит:
9 ч 30 + 1 ч 45 мин = 10 ч + 75 мин = 10 ч + 1 ч 15 мин = 11 ч 15 мин – прибытие в музей.

4) Экскурсия закончилась через два с половиной часа – это 2 ч 30 мин:
11 ч 15 мин + 2 ч 30 мин = 13 ч 45 мин – окончание экскурсии.

5) Обратный путь составил на 30 минут дольше, чем путь до музея, значит:
1 ч 45 мин + 30 мин = 1 ч + 75 мин = 1 ч + 1 ч 15 мин = 2 ч 15 мин – обратный путь до школы;
Экскурсия закончилась в 13 ч 45 мин и обратно они ехали 2 ч 15 мин, значит:
13 ч 45 мин + 2 ч 15 мин = 15 ч + 60 мин = 15 ч + 1 ч = 16 ч 00 мин – прибытие обратно.

6) Через 10 минут они пришли в класс и начали обсуждать экскурсию:
16 ч 00 мин + 10 мин = 16 ч 10 мин – пришли в класс и начали обсуждать экскурсию.

7) 25 минут было обсуждение экскурсии, значит:
16 ч 10 мин + 25 мин = 16 ч 35 мин – закончили обсуждать экскурсию.

Этапы экскурсии:
1) Выход из школы – 9 : 15;
2) Начало поездки – 9 : 30;
3) Прибытие в музей – 11 : 15;
4) Окончание экскурсии – 13 : 45;
5) Приезд к школе – 16 : 00;
6) Пришли в класс и начали обсуждать экскурсию – 16 : 10;
7) Закончили обсуждение экскурсии – 16 : 35.

Задание б.
Узнаем сколько времени заняла экскурсия, для этого из времени конца экскурсии (16 ч 35 мин) нужно вычесть время выхода из школы (9 ч 15 мин).
16 ч 35 мин – 9 ч 15 мин = 7 ч 20 мин – время заняла экскурсия.

Ответ: 7 ч 20 мин заняла вся экскурсия.

Номер 6

Для ремонта комнаты, у которой длина равна 4 м, ширина 5 м и дверь 80 см, нужно купить потолочный и напольный плинтусы. Вычислите, сколько плинтуса надо купить для пола и для потолка.

Ответ:

1) (4 + 5) · 2 = 9 · 2 = 18 (м) – плинтусы для потолка;
2) 18 м – 80 см = 17 м 100 см – 80 см = 17 м 20 см – плинтусы для пола.

Ответ: 18 м; 17 м 20 см.

Составим краткую запись к задаче:

Длина – 4 м
Ширина – 5 м
Дверь – 80 см
Рпола – ?
Рпотолка – ?

1) Плинтус располагается по периметру потолка и пола.
Значит, чтобы узнать длину потолочного и напольного плинтуса, нужно найти периметр пола и потолка.
Потолок и пол имеют форму прямоугольника. Периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его длины и ширины.
(4 + 5) · 2 = 9 · 2 = 18 (м) – длина потолочного плинтуса.

2) Периметр пола и потолка одинаковый. Но при расчёте длины напольного плинтуса нужно вычесть длину двери.
Значит для напольного плинтуса понадобится на 80 см меньше. Вспомним, что 1 м = 100 см.
18 м – 80 см = (17 м + 1 м) – 80 см = 17 м + (100 см – 80 см) = 17 м 20 см – длина напольного плинтуса.

Ответ: 18 м – потолочного плинтуса и 17 м 20 см – напольного плинтуса.

Номер 7

Высота потолка в комнате 2 м 70 см. Можно ли разместить в этой комнате шкаф из двух секций, если высота нижней секции 18 дм, а верхняя на 35 см ниже?

Ответ:

1) 18 дм – 35 см = 18 дм – 3 дм 5 см = 14 дм 5 см – высота верхней секции;
2) 18 дм + 14 дм 5 см = 32 дм 5 см = 325 см = 3 м 25 см – высота шкафа из двух секций;

3 м 25 см > 2 м 70 см – разместить шкаф нельзя.

Ответ: нельзя.

Шаг 1.
Составим краткую запись к задаче:
Пояснение к проверочной работе страница 77-78
Шаг 2.
Высота верхней секции шкафа на 35 см ниже нижней секции, также учитываем, что 1 дм = 10 см, то:

18 дм – 35 см = 180 дм – 35 дм = 145 дм = 14 дм 5 см – высота верхней секции шкафа.

Шаг 3.
Узнаем общую высоту шкафа сложив высоты каждой секции шкафа.

18 дм + 14 дм 5 см = 32 дм 5 см – высота шкафа из двух секций.

Шаг 4.
Сравним высоту шкафа с высотой потолка в комнате, учитывая, что 1 м = 100 см.

32 дм 5 см = 325 см = 3 м 25 см.
3 м 25 см > 2 м 70 см – высота потолка в комнате ниже высоты шкафа значит, шкаф нельзя разместить в этой комнате.

Ответ: шкаф нельзя разместить.

Номер 8

В магазине купили 1 кг 460 г помидоров, 2 кг 240 г огурцов, 1 кг 150 г перца и 300 г зелёного лука. Донесёт ли покупатель овощи до дома в пакете, который выдерживает груз до 5 кг?

Ответ:

1 кг 460 г + 2 кг 240 г + 1 кг 150 г + 300 г = 5 кг 150 г – вес всех продуктов;
5 кг 150 г > 5 кг – пакет не выдержит.

Ответ: не донесёт.

Шаг 1.
Составим краткую запись к задаче:
Пояснение к проверочной работе страница 77-78
Шаг 2.
В магазине купили 1 кг 460 г помидоров, 2 кг 240 г огурцов, 1 кг 150 г перца и 300 г зеленого лука, узнаем общую массу всех овощей сложив все массы:

1 кг 460 г + 2 кг 240 г + 1 кг 150 г + 300 г = 3 кг 700 г + 1 кг 450 г = 5 кг 150 г – масса всех купленных продуктов.

Шаг 3.
Сравним массу всех купленных продуктов с грузоподъёмностью пакета.

5 кг 150 г > 5 кг – масса продуктов больше массы, которую выдерживает пакет, значит, покупатель не донесёт овощи до дома.

Ответ: покупатель не донесет овощи до дома.

Номер 9

Максим купил машину в кредит и заплатил при покупке 81 200 р. Кредит он обязан выплачивать в течение трёх лет по 7180 р. в месяц. На сколько больше он заплатит за машину, если её стоимость 310 тыс. р.?

Ответ:

1) 81 200 + 7180 · 12 · 3 = 81 200 + 258 480 = 339 680 (р) – заплатит за машину;
2) 339 680 – 310 000 = 29 680 (р) – переплата.

Ответ: 29 680 рублей.

Шаг 1.
Составим краткую запись к задаче:

Стоимость машины – 310 000 р. Заплатил – 81 200 р. Выплаты 3 года – по 7180 р. в месяц Переплата – ? р. 1) Максим должен выплатить кредит в течение трёх лет по 7180 рублей в месяц. Чтобы узнать сумму, которую он выплатит за 3 года нужно сумму, которую платит каждый месяц (7180 р.) умножить на 36 месяцев, так как 1 год = 12 мес., тогда 3 года = 12 мес. · 3 = 36 мес. 7180 · 36 = 258 480 (р.) – выплатит Максим за 3 года.

Пояснение к проверочной работе страница 77-78

2) При покупке машины Максим заплатил 81 200 рублей и в течении трёх лет он ещё заплатит 258 480 рублей.
Сложим данные суммы и узнаем сколько всего он заплатит за машину.
258 480 + 81 200 = 339 680 (р.) – всего заплатит Максим за машину.

3) Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
Значит из стоимости, которую Максим заплатил за машину (339 680 р.) нужно вычесть первоначальную стоимость машины (310 тыс. р. = 310 000 р.)
339 680 - 310 000 = 29 680 (р.) – переплатил Максим за машину.

Ответ: на 29 680 рублей больше Максим заплатит за машину.

Также задачу можно решить выражением:
(7180 · 12 · 3 + 81 200) – 310 000 = 29 680 (р.).

Номер 10

а) Предложите наиболее выгодный вариант поездки на загородную экскурсию в заповедник для семьи из шести человек: мама, папа и четверо детей.
Вариант первый. Общественный транспорт:
• автобус до железнодорожного вокзала – 50 р.;
• проезд в электричке до станции – 180 р.;
• маршрутное такси от станции до заповедника – 40 р.
Вариант второй. Такси вместимостью 6 человек от дома до заповедника – 1650 р.
Примечание: у мамы и папы есть проездной билет на автобус, проезд детей оплачивается полностью.
б) А какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

а) (50 + 180 + 40) · 6 – 2 · 50 = 270 · 6 – 100 = 1620 – 100 = 1520 (р) – проезд в общественном транспорте;
1520 р < 1650 р – общественный транспорт выгоднее.

б) Вариант первый: общественный транспорт – выгоднее по цене.
Вариант второй: такси – удобнее.

Задание а.

Рассмотрим вариант поездки на общественном транспорте.

1) Стоимость одного проезда на автобусе 50 рублей. У мамы и папы есть проездной билет на автобус, значит билет на автобус нужно купить только 4 детям.
50 · 4 = 200 (р.) - стоимость проезда всей семьи на автобусе.

2) Стоимость одного проезда на электричке 180 рублей. Нужно купить билеты для семьи из 6 человек. Умножим стоимость одного билета на количество человек и узнаем стоимость поездки на электричке.
180 · 6 = 1080 (р.) - стоимость проезда всей семьи на электричке.

3) Стоимость одного билета на маршрутном такси 40 рублей, значит стоимость поездки для 6 человек будет стоить:
40 · 6 = 240 (р.) - стоимость проезда всей семьи на маршрутном такси.

4) Сложим стоимость всех билетов и узнаем общую стоимость проезда на общественном транспорте для всей семьи.
200 + 1080 + 240 = 1280 + 240 = 1520 (р.) - общая стоимость проезда всей семьи на общественном транспорте.

Также вычисления стоимости поездки на общественном транспорте можно оформить в виде выражения:
50 · 4 + (180 + 40) · 6 = 200 + 220 · 6 = 200 + 1320 = 1520 (р.).

Поездка на такси вместимостью 6 человек будет стоить 1650 рублей.

Сравним поездку на общественном транспорте и на такси:
1520 р. < 1650 р.
Поездка на общественном транспорте выгоднее на 130 рублей.
1520 – 1650 = 130 (р.)

Задание б.

Наиболее рационально выбрать поездку на такси, так как разница в цене небольшая (130 р.), но будет комфортнее и быстрее доехать до заповедника.

Конец страницы
Переход на другие страницы
Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.