Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 88 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 88, 2023 год.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Номер 1.

Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

Ответ:

    Изученный нами раздел называется «Природа и мы». Авторы учебника неспроста его так озаглавили. В разделе собраны произведения о животных и человеке, которые описывают интересный и увлекательный мир животных, наблюдения человека за животными, а также жизнь животных их глазами.
    Этот раздел можно было бы назвать так: «Жизнь глазами животных», «Наблюдая за животными».

Номер 2.

Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.

Ответ:

    Неотъемлемой частью художественного произведения является отражение в нём чувств и переживаний его героев, а также отношения к ним самого автора. Для того, чтобы их точнее передать читателю, автор использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения. В научно-познавательном тексте этого нет. Он несёт в себе точную справку и информацию о чём-либо и используется для расширения кругозора и обучения.
    Так, на протяжении всего рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» автор делится с нами своими мыслями, чувствами и переживаниями. Тем самым мы понимаем отношение писателя ко всему происходящему. Используя эпитеты гордая, настоящая, особенная, царская, автор подчёркивает особый характер лебедя, описывая его.
    В своём произведении «Лебёдушка», описывая животных и растений, С. А. Есенин прибегает к бесчисленному количеству эпитетов: лес тёмный, покрывала златотканые, тёмные заросли, белоснежная лебёдушка, ватага стройная, трава шелковая, трава душистая, цветы лазоревы, день весёлый, детки малые, позволяющих представить картину выразительной и красочной.
    Кроме того, поэт использует следующие метафоры, сравнивая цветы лилий с головками , лебёдушку с зоренькой и позволяющие читателю ярче представить образы в произведении.
    В своём произведении «Выскочка» М. М. Пришвин использует следующие метафоры: рожки, колечком, чеснок, давая описание Вьюшки. Тем самым мы понимаем, как интересно и задорно выглядела собака.
    В своём произведении «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьев, повествуя историю про стрижей, описывает диалоги между стрижами, а также между стрижами и мальчишками, наделяя птиц человеческими качествами.
    Таким образом, описания животных и природы в художественных текстах делает их яркими, красочными и эмоциональными благодаря средствам художественной выразительности.

Номер 3.

Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Д. Н. Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш благополучно добрался до места зимовки? Придумай продолжение рассказа.

Ответ:

    В произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» Тарас волнуется, что лебедь не сможет преодолеть большое расстояние, летя на юг с новой стаей.
    Мне же очень хочется думать, что Приёмыш выжил и добрался до места зимовки. Поэтому мой рассказ будет иметь следующее продолжение.

            Продолжение рассказа «Приёмыш»
    – Эх, теперь никогда уже не узнаешь, долетел Приёмыш или нет, – с горечью вздохнул я.
    – И то верно, – еле проговорил Тарас.
    Через год я снова заехал к Тарасу. Подойдя к дому, ко мне опять выбежал Соболько и бодро завилял хвостом.
    Мы сели пить чай. Тарас первый завёл разговор:
    – А помнишь Приёмыша, которого я в прошлом году отпустил на волю?
    – Конечно, помню! – ответил я с интересом, понимая, что Тарас сейчас что-то расскажет про лебедя.
    – Он был тут, на Светлом.
    Я посмотрел в глаза Тарасу с ещё большим удивлением.
    – Да, его Соболько узнал. На перелёте с юга какая-то стая лебедей резвилась на озере несколько дней. Я видел их издали. Но подходить не стал. Уж больно сердцу горько вспоминать Приёмыша. Даже не думал, что эта та самая стая. А тут Соболько бежит ко мне, лает, хвостом виляет. Дескать, иди сюда. Я и пошёл за ним.
    Гляжу, лебедь мой бежит сам ко мне. По крылу его серому узнал его сразу. Все белые, а у этого крыло одно с серыми перьями. Я и обмер сразу: подрос, большой стал, узнал меня!
    – И где же он сейчас?
    – А дальше они со стаей полетели. Пока тут были на Светлом, в дом ко мне заходил, кормил я его. А потом дальше полетел Приёмыш мой. Лучше ему там, со своими. Обратно полетят, дай Бог, опять встретимся. – радостно ответил Тарас.
    И так мне легко на душе стало, услышав это. Уж очень в душу мою запал тогда этот лебедь, которого приютил Тарас.

Номер 4.

Подготовься к пересказу рассказа М. М. Пришвина «Выскочка». Подумай, какой пересказ ты выберешь: краткий, подробный, выборочный или творческий. Какой вид плана ты составишь: вопросный, цитатный, номинативный?

Ответ:

    Составим творческий пересказ произведения М. М. Пришвина «Выскочка» от лица собаки. Для этого воспользуемся цитатным планом в виде оформления цитат из самого художественного произведения.

Цитатный план

  1. «С берегов Бии».
  2. «Всем нравится».
  3. «Две косточки».
  4. «И унесла косточку».
  5. «Отнять вторую».
  6. «В семье не без урода».
  7. «Подскакала к самой Вьюшке».
  8. «Хорошо поняла замысел Выскочки».
  9. «В это мгновение».
  10. «Ничего сорочьего».

            Выборочный пересказ от лица Вьюшки
    Меня зовут Бия. Однажды я переехала жить с берегов Бии в другое место. И там все стали меня звать Вьюшкой.
    На новом месте я мало охотилась, зато прекрасно служила сторожем. Я всем нравилась: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Однажды от обеда достались мне две косточки.
    Получив их, я вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
    Тогда, откуда ни возьмись, подлетели сороки. Когда я повернула голову к одной – другая сорока унесла одну.
    Недолго думая, эти сороки захотели отнять у меня и вторую кость.
    Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
    На свой страх и риск она подскакала прямо к моему носу, думая, что я глупая, брошусь на нее, выброшу кость, она же изловчится и кость унесет.
    Я сразу поняла её замысел и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя наступали шесть умных сорок.
    Это мгновение, когда я отвернула голову, Выскочка и улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, как я схватила её за хвост и кость выпала…
    Сорока вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у меня в зубах и торчал длинным острым кинжалом.
    Ничего сорочьего теперь не осталось в этой птице!

Номер 5.

Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Н. Ю. Дуровой, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.

Ответ:

    Обсудив, мы решили дать другие названия рассказу Н. Ю. Дуровой «И заяц способен на подвиг».
    Мой друг решил озаглавить рассказ так: «Как заяц спас свинкам жизнь». А я предложил следующее: «Заяц-герой».
    На наш взгляд, оба названия являются верными и отражают тему произведения.

Номер 6.

Вспомни рассказ В. П. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.

Ответ:

    Произведение В. П. Астафьева «Капалуха» близко с произведением «Стрижонок Скрип». В обоих рассказах идёт речь о большой материнской любви к своим детям, когда птицы заботятся о своём потомстве, выхаживают его ценой собственной жизни.
    Кроме того, в обоих рассказах мальчишки, играя, вмешиваются в природу, подходя к птичьим гнёздам и норкам, и не задумываются о последствиях своих действий.
    Автор неспроста пишет об этом. Своими произведениями В. П. Астафьев показывает нам силу материнской любви. Кроме того, он учит нас бережно и ответственно относиться к природе.

Номер 7.

Подготовь научно-познавательный текст о стрижах. Найди информацию в энциклопедии, справочнике, Интернете.

Ответ:

    Подготовим научно-познавательный текст о стрижах, используя информацию в энциклопедии, справочнике и Интернете.

            Стрижи
    В природе обитает около 80 видов стрижей. Есть как перелетные виды, так и оседлые. Живут они в основном стаями. Гнездятся колониями, которые могут достигать нескольких тысяч пар. Активны с утра до вечера. Живут на всех материках, кроме Антарктиды и нескольких островов.
    Клюв острый и короткий, глаза темные. Крылья длинные и изогнутые, хвост прямой или вильчатой формы. Ноги слабые и маленькие. Четыре пальца ноги направлены вперед, коготки острые. В окрасе преобладают серые и черные цвета, есть и белый цвет. Самцы и самки не имеют различия по внешнему виду.
    Стрижи делают свои гнезда на деревьях, в расщелинах скал, в дуплах, пещерах и норах. Живут в городах, лесах, пустынях и горах. Создают пары на всю жизнь.
    Основу питания всех стрижей составляют насекомые и пауки, которых птицы добывают исключительно на лету. В основном это «воздушный планктон» – плохо летающие мелкие насекомые, пассивно дрейфующие в воздушных потоках.

Номер 8.

Что в произведении В. П. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» используются как вымышленные эпизоды, придуманные воображением и фантазией автора, так и события, которые могли случиться в реальной жизни.
    Так, описание стрижей, их повадки, сезонные перелёты, поступки рыбацких мальчишек могут быть вполне реальными. История про Скрипа, диалоги стрижей между собой, между мальчиками и стрижами при прощании являются домыслами автора произведения. Повествуя историю про стрижей, писатель оживляет её. Сухие факты, которые мы можем узнать из энциклопедии, преподносятся красочно, ярко, интересно и увлекательно.

Номер 9.

Расскажи, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься. Составь их список.

Ответ:
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 88, номер 9. 2023 год.

Я пользуюсь следующими энциклопедиями и справочниками:

  1. Моя первая энциклопедия.
  2. Животные. Полная энциклопедия.
  3. Динозавры. Лучшая детская энциклопедия.
  4. 100 тайн динозавров. Энциклопедия.
  5. Микромир. Детская энциклопедия.
  6. Новая детская энциклопедия.
  7. Атлас-определитель.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.