Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 87 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 87, 2023 год.

Номер 1.

Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» повествуется история о жизни стрижонка Скрипа, который, оставшись без мамы, учится самостоятельной жизни благодаря заботе других стрижей.
    В начале рассказа автор описывает, как маленький стрижонок Скрип появляется на свет в тёмной норке из яичка:
    Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно.
    Первые дни стрижонка проходят под маминым крылом в тёмной норке, в которой где-то далеко мерцает тусклый свет:
    Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе.
    Мама поит стрижонка капельками дождя из своего клюва, кормит его мошками и комарами:
    Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.
    С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли.

    С первых дней мама-стрижиха занимается воспитанием Скрипа, приучая его делиться едой со своими братьями и сёстрами и понимать, что те тоже хотят есть и пить:
    – Скрип! – и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.
    Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели пить.

    Мама учит Скрипа остерегаться опасности, которая всюду есть вне норки, и бьёт его, чтобы тот хорошо понял это:
    Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Номер 2.

Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о срижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

Ответ:

    В своём произведении «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьев с большим уважением относится к маме-стрижихе. Автор называет её хорошей матерью, подчёркивая, как усердно она заботится о стрижатах, несмотря на выпавшие трудности:
    Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.
    С первых дней мама-стрижиха занимается воспитанием стрижат: учит их думать друг о друге, делиться едой и питьём, а также остерегаться разных опасностей. Она вынуждена быть очень строгой:
    Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.
    Я разделяю мнение автора о том, что стрижиха была хорошей матерью. Читая произведение, мы понимаем, с какой заботой и волнением она выхаживала и воспитывала стрижат.

Номер 3.

Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» повествуется о том, как однажды стрижата остаются без мамы. Она попадает в когти сокола:
    Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом – разбойником соколом. Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей – Белое брюшко – дал отбой, крикнув победоносное «тиу!». Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиным норкам. Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе. Перья упали в воду, и их унесло…
    В тот день они долго ждут маму и не дожидаются, волнуясь, что теперь им придётся пропадать:
    И только Скрип был с братьями и сестрёнками без мамы. Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.
    Но другие стрижи не бросают Скрипа с его братьями и сёстрами. Они приносят стрижатам корм и воду, остерегают их, а позже учат Скрипа летать. Читая рассказ, мы понимаем, какими дружными оказываются стрижи:
    Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Номер 4.

Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» автор подробно описывает, как стрижонок учится летать.
    Скрип вспоминает, как вожак Белое брюшко силой вытащил его из норки:
    Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.
    В этот момент Скрипа охватывает сильный страх:
    Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.
    – Скрип! Скрип! – испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. – Скрип! Скрип! «А если я упаду?» – с ужасом подумал он.

    Но стрижи не дают упасть Скрипу. Наконец он чувствует, как сам летит над землёй. Счастливый, радостный и удивлённый, Скрип кружит высоко-высоко:
    Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом. Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли. И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» – и закружился, закружился над рекой, над лесом.

Номер 5.

Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» автор подробно описывает, как стрижонок оказывается в руках ребят.
    Научившись летать, счастливый стрижонок весь день проводит в полёте, много пьёт и ест. Когда приходит время возвращаться к своей норке, Скрип не находит её:
    Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте, и оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог.
    Тщетно попробовав попасть в чужие норки, уставший стрижонок делает новую норку:
    И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвращался к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.
    Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.

    В это время недалеко рыбачат мальчишки. Один из них засовывает руку в норку и вытаскивает Скрипа:
    Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа.
    Стрижонок со страхом переживает минуты, когда ребята не держали его. Он навсегда запомнит громадные пальцы мальчиков, которые гладили его:
    Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!

Номер 6.

Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» автору не нравится поступок ребят. Это подтверждают следующие строки из произведения, в которых мы понимаем мысли писателя:
    Как-то опять пришли мальчишки, засунули руку, чтобы вытащить Скрипа, а достать не могут. Скрип вертел головою и, должно быть, насмешливо думал: «Шалишь, братцы мальчишки! И вообще совесть надо иметь!»
    Но самих ребят В. П. Астафьев называет хорошими ребятишками. Они не стали мучить стрижонка и отпустили его:
    Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа.

Номер 7.

Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Ответ:

    В конце произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» повествуется о том, как стрижи начинают собираться лететь на юг.
    Лето близится к завершению, и стрижей начинает охватывать тревога. Предстоит долгий, нелёгкий путь с опасностями. Стрижи почти уже не сидят в своих норках, а начинают собираться в стаи:
    Они почти не находились в норках, а всё летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. А потом с визгом рассыпались в разные стороны, присаживались к осенним лужам, заботливо клевали глину, и снова сбивались в стаи, и снова тревожно кружились.
    В конце августа вожак стаи отдаёт призывной голос:
    Он стал ждать, сам не зная чего, и в конце августа, на рассвете, вдруг услышал призывный голос вожака Белое брюшко.
    – Тиу! – крикнул вожак. В голосе его на этот раз не было угрозы. Он звал в отлёт. Взмыл Скрип и видит: всё небо клубится. Тучи стрижей летят к горизонту.
    – Тиу! – звал вожак. И стайка Скрипа помчалась вдаль, смешалась с другими стаями. Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю.

    Стрижи тревожно и тоскливо кричат родному краю, к которому очень привыкли. Они волнуются перед трудной дорогой. Им грустно и уныло расставаться с любимыми местами и долгим тёплым летом, которое они уносят с собой:
    Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.

Номер 8.

Подумай, что В. П. Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Ответ:

    В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» используются как вымышленные эпизоды, придуманные воображением и фантазией автора, так и события, которые могли случиться в реальной жизни.
    Так, описание стрижей, их повадки, сезонные перелёты, поступки рыбацких мальчишек могут быть вполне реальными. История про Скрипа, диалоги стрижей между собой, между мальчиками и стрижами при прощании являются домыслами автора произведения. Повествуя историю про стрижей, писатель оживляет её. Сухие факты, которые мы можем узнать из энциклопедии, описываются красочно, ярко, интересно и увлекательно.

Номер 9.

Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

Ответ:

    Разделим текст на смысловые части, озаглавим каждую из них. Составим план, с помощью которого перескажем произведение от имени стрижонка Скрипа.

Деление на смысловые части

  1. Рождение Скрипа.
  2. Воспитание стрижонка.
  3. Гибель мамы-стрижихи.
  4. Взросление Скрипа.
  5. История с мальчишками.
  6. Прощание с родным краем.

План пересказа

  1. Рождение Скрипа.
  2. Писк стрижей.
  3. Капелька дождя.
  4. Хорошая мама.
  5. Мир вне норки.
  6. Битва с соколом.
  7. Без мамы.
  8. Дружный народ.
  9. Новое умение.
  10. История с мальчишками.
  11. Глубокая норка.
  12. Тревога стрижей.
  13. Призывной голос вожака.
  14. Прощание с родным краем.

    Пересказ произведения от имени стрижонка Скрипа
    Однажды я вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Я испугался этого света и плотнее прижался к маминому крылу, а затем уснул.
    Я проснулся оттого, что мне стало холодно. Я зашевелился и услышал, как вокруг меня завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было. Все мы стали пищать и звать маму.
    Затем прилетела мама, принесла в клюве капельку дождя и отдала её мне. Какая это была вкусная капля! Я проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая. Я захотел ещё. Тогда мама пошла и принесла ещё одну капельку. Я хотел, чтобы она снова досталась мне, но тут же был откинут крылом на место. Вторую каплю мама-стрижиха отдала не мне, а другому стрижонку.
    Нашей маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошей матерью. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их нам.
    Когда я подрос, мне захотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое. И я дополз почти до выхода. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила меня, уволокла в глубь и стала бить. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама так волновалась!
    Однажды наша мама вылетела на битву с врагом — разбойником соколом. Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей – Белое брюшко – дал отбой, но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиным норкам. Тут сокол круто развернулся, ударил нашу маму и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло…
    Мы долго ждали маму. Но она не появлялась, не приносила еду. Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Холодно стало без мамы, голодно. Мы очень переживали, что погибнем.
    Но наша стая оказалась очень дружная! Ночью к нам нырнул вожак – Белое брюшко, пощекотал нас клювом, обнял крыльями, мы пригрелись и уснули. А когда рассвело, к нам в норку наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь снова прилетел вожак Белое брюшко.
    Когда я подрос, в норке опять появился вожак Белое брюшко. Он ухватил меня за шиворот и поволок из норки. Я упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на мой писк, подтащил к устью норки и вытолкнул наружу.
    Я растопырил крылья и… полетел! И тут на меня набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали меня от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу. Я испуганно закричал, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. Я с ужасом подумал, что сейчас упаду. Но стрижи не давали мне упасть. Они гоняли меня кругами над водой, над берегом и над лесом.
    Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и птичий гомон угасли. И тут я с удивлением увидел, что я уже сам летаю над рекой! И от этого мне сделалось очень радостно. Я закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Я спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.
    А потом я и сам стал помогать стрижам – вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами.
    В тот день я много летал, ел и пил. Но день кончился, и я поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Я сунул руку в одну норку – не пускают, в другую – не пускают. Все стрижиные дома заняты. И тогда я начал строить свою норку: выскреб глину остренькими когтями, выклёвывал её и унёс к воде, снова вернулся к яру и опять сделал так же. А потом я устал и решил, что такой норки мне вполне хватит.
    Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчик засунул руку в норку и вытащил меня. Ребята держали меня в руках и поглаживали громадными пальцами! Я так боялся! Но потом они отпустили меня.
    И тогда я принялся снова работать, чтобы сделать себе норку побольше.
    Лето подходило к концу. Сделались беспокойными стрижи. Они почти не находились в норках, а всё летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. А потом с визгом рассыпались в разные стороны, присаживались к осенним лужам, заботливо клевали глину и снова сбивались в стаи. Я тоже стал тревожиться. Я стал ждать чего-то, и в конце августа, на рассвете, вдруг услышал призывный голос вожака.
    И наша стайка помчалась вдаль, смешалась с другими стаями. Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю.
    Мы попрощались со всеми и помчались за леса, за горы, за край земли.
    Мальчишки тоже кричали мне вслед. Грустно было улетать из родного края, унося за собой тёплое лето.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.