Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 36 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 36, 2023 год.

Номер 1.

Почему Б. С. Житков дал рассказу именно такое название? Придумай другое название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

    Произведение Б. С. Житкова повествует о том, как на протяжении всего рассказа главный герой, маленький мальчик Боря, пытается поймать человечков, которые живут в маленьком пароходике, стоящем на полке. Рассказ так и называется: «Как я ловил человечков».
    На мой взгляд, произведению можно дать и другие названия, например, «Человечки, которых нет», «Человечки в пароходике» или «Невидимые человечки».

Номер 2.

Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами. Какое впечатление пароходик произвёл на героя? Найди строки, подтверждающие твой ответ.

Ответ:

    В произведении Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» повествуется о том, как главного героя, маленького мальчика Борю, отвозят жить к бабушке, и там он впервые видит маленький пароходик, который производит на мальчика большое впечатление.
    Он стоит на полке над столом и выглядит настоящим, только маленьким. На нём находится жёлтая труба, два чёрных пояса, две мачты, от которых идут верёвочные лесенки к бортам. На корме стоит полированная будочка с окошечками и дверкой и медное рулевое колесо. Под кормой находится руль с блестящим под ним винтом, а на носу – два замечательных якоря.
    Мальчику очень понравился маленький пароходик:
    У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!

Номер 3.

Что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков? Сделай выборочный пересказ.

Ответ:

    В произведении Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» главный герой придумывает разные уловки для того, чтобы поймать человечков из пароходика.
    Сделаем выборочный пересказ этих эпизодов произведения.
    Однажды я быстро выпил чай и попросился спать. Когда бабушка погасила свет, я накрылся одеялом с головой, сделал маленькую дырочку и долго из неё глядел. В комнате было совсем тихо, только тикали часы. Вдруг что-то зашуршало. Но в этот момент скрипнула кровать, и все испортилось. После этого я с горя уснул.
    На другой день тайком от бабушки я отрубил от леденца кусок конфеты, выждал минуту, когда бабушка возилась на кухне, и положил его возле дверки пароходика. Я целый день наблюдал за конфетой: она была на месте.
    А ночью я опять стал выглядывать из одеяла, но ничего не происходило. А утром увидел, что леденца нет.
    Другой ночью я положил хлеб и даже слышал какую-то возню. И наутро хлеба тоже не оказалось.
    Я всё время думал о человечках и хотел намочить тряпочку чернилами, чтобы человечки оставили следы, и тогда я увижу, какие у них ножки.
    Однажды бабушка собралась идти в гости, а я натёр себе лицо варежками, чтобы бабушка подумала, что я заболел. Тогда она решила оставить меня одного, пообещав скоро вернуться.
    Когда бабушка ушла, я сразу залез на стол и достал пароходик. Я его тряс, но человечки крепко держались за лавочки. Тогда я взял нож и стал подсовывать его. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам мешали лесенки. Тогда я стал резать и их. Наконец я стал поднимать палубу ножом. Но никто не появлялся. Тогда я откинул палубу и прихлопнул другой рукой. И опять не увидел человечков.

Номер 4.

Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему? Какие чувства испытывал герой в этот момент?

Ответ:

    Эпизод произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», когда главный герой ломает пароходик, пытаясь увидеть человечков, а потом пытается его починить, я нахожу самым напряжённым. У мальчика дрожат руки, все детали пароходика становятся криво, и уже очевидно, что былой вид уже не вернуть. В этот момент входит бабушка, и главный герой в отчаянии понимает, что всё пропало:
    У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало.
    Я кой как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!
    Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.
    – Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!

Номер 5.

Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют? Что думал о своём поступке он сам?

Ответ:

    В произведении Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», главный герой, увидев пустой пароходик испытывает сразу несколько чувств.
    Сначала мальчик ощущает полное разочарование. Он был уверен, что человечки живут внутри пароходика.
    В конце произведения мы видим, что мальчиком овладевает страх:
    У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало.
    Я кой как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!
    А дальше Боря ждёт серьёзного разговора с бабушкой:
    Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.
    – Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!

    Осознав содеянное, Боре становится стыдно за совершенный поступок.

Номер 6.

Как ты относишься к мальчику?

Ответ:

    В произведении Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» мы видим нечестного мальчика, который не умеет держать слово и нарушает обещание:
    Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
    – Честное, расчестное, бабушка! – И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика.

    Боря привык добиваться своего во что бы то ни стало, применяя слёзы, если нужно:
    Я видел, что, если и заплакать, – не поможет.
    Мальчик неуважительно относится к старшим, пренебрежительно называя их какими-то старухами:
    Бабушка всюду меня с собой в гости таскала. Всё к каким-то старухам.
    На протяжении всего рассказа он обманывает бабушку, трогая пароходик. Мальчик делает всё, чтобы увидеть человечков из пароходика. Он идёт на обман, придумав, что заболел:
    Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натёр себе лоб и щёки – всё лицо, одним словом. Не жалея.
    Его поведение смягчает маленький возраст и богатая фантазия: мальчик уверен, что в пароходике живут человечки, и ему очень хочется увидеть их. Читая произведение, мы видим, насколько искренне он верит в их существование, его увлекает любознательность.
    В конце произведения мы видим, что мальчиком овладевает страх:
    У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало.
    Я кой как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!

    А дальше Боря ждёт серьёзного разговора с бабушкой:
    Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.
    – Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!

    Осознав содеянное, Боре становится стыдно за совершенный поступок. Эпизод в конце произведения говорит о том, что у мальчика есть совесть.

Номер 7.

Определи главную мысль (идею) произведения Б. С. Житкова. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

    Определим главную мысль (идею) произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», запишем её в «Рабочую тетрадь».
    Произведение повествует нам о том, как главный герой произведения, маленький мальчик Боря, на протяжении всего рассказа пытается поймать человечков, живущих в маленьком пароходике, который очень ему понравился. Пароходик очень дорог его бабушке, и та настоятельно просит мальчика не трогать его. Боря даёт обещание и не держит его. Это приводит к необратимым последствиям. Пытаясь во что бы то ни стало поймать человечков, обманывая бабушку, мальчик ломает дорогую памяти вещь.
    Таким образом, можно сформулировать главную мысль прочитанного произведения: нужно всегда выполнять данные кому-либо обещания, никого не обманывать, чтобы потом не испытывать угрызения совести.

Номер 8.

Раздели текст на части. Составь подробный план произведения.

Ответ:

    Определим тему рассказа.
    Итак, общая тема произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»: повествование о том, как на протяжении всего рассказа главный герой, маленький мальчик Боря, пытается поймать человечков, которые живут в маленьком пароходике, который ему очень нравится.

Разделим текст на части, придумаем заголовок к каждой из них и определим микротему каждой части.

  1. Интересный пароходик.
    Описание маленького пароходика, которого увидел главный герой, когда его привезли жить к бабушке.
  2. Обещание бабушке.
    Мальчик даёт обещание бабушке не трогать пароходик, так как для неё он является дорогой памятью.
  3. Разглядывание пароходика.
    Боря внимательно разглядывает пароходик и думает о том, как в нём живут человечки.
  4. Первая ночь.
    Подглядывание за человечками, живущими в пароходике, из дырочки под одеялом.
  5. Леденец для человечков.
    Наблюдение мальчиком за кусочком леденца, который он положил к дверце пароходика, и его исчезновение.
  6. Кусочек хлеба для человечков.
    Наблюдение Борей за кусочком хлеба, который мальчик положил к дверце пароходика, и его исчезновение.
  7. Постоянные мысли о человечках.
    Непреодолимое желание главного героя во что бы то ни стало увидеть человечков из пароходика.
  8. Бабушка идёт в гости.
    Обман бабушки, чтобы остаться дома.
  9. Поломка пароходика.
    Извлечение человечков из пароходика и его поломка.
  10. Теперь всё пропало.
    Неудачная попытка мальчиком вернуть былой вид пароходика.
  11. Чего я наделал-то!
    Отчаяние и стыд главного героя по поводу случившейся истории.

    Составим подробный пересказ по составленному плану. Напомним, что помимо подробного пересказа бывает выборочный, краткий и творческий.

    Подробный пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»
    Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У неё над столом была полка, на которой стоял пароходик. Он мне очень понравился. Пароходик выглядел настоящим, только маленьким. На нём была жёлтая труба, два чёрных пояса, две мачты, от которых шли верёвочные лесенки к бортам. На корме стояла полированная будочка с окошечками и дверкой и медное рулевое колесо. Под кормой находился руль с блестящим под ним винтом, а на носу – два замечательных якоря. Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть с пароходиком. Бабушка не разрешила мне, сказав, что для неё пароходик является дорогой памятью.
    И я пообещал бабушке не трогать пароходик. И она не убрала его. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. В нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул.
    Однажды я решил подглядеть за ними ночью. Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка очень удивилась тому, что я пошёл спать так рано.
    Я долго ворочался и обманул, что боюсь спать без света. Бабушка ругалась, однако встала. Она долго возилась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. А из дырочки глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка! И с горя заснул.
    На другой день я придумал другое. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфетку, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтобы сразу в их дверцы не пролез. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет.
    И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз такой, какой хотел. Выждал минуту, когда бабушка в кухне возилась, раз-два – на стол ногами и положил леденец у самой дверки на пароходике. Их них полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затёр, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила. Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Леденец оказался на месте.
    Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Я утром глянул – леденца не было.
    Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось.
    Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать.
    Я не мог больше терпеть. И вот – я решил непременно взять пароходик и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой в гости таскала. Всё к каким-то старухам. Сиди – и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу – бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух – чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натёр себе лоб и щёки.
    Бабушка, увидев моё состояние, оставила меня дома и обещала очень скоро вернуться. Она заперла меня на ключ.
    Я выждал пять минут. А потом вскочил с постели как был, в рубахе, взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они тряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. А дальше я стал подковыривать палубу. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Я на миг остановился. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я ждал и держал руку наготове – схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу, туда в серёдку рукой – прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.
    У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!
    Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. Бабушка зашла и увидела меня плачущим. Она ещё не видела пароходика.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.