Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 15 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 15, 2023 год.

Номер 1.

Перечитай эпизод, в котором описывается, как вели себя дети, когда они стали старичками.

Ответ:

    Найдём и перечитаем эпизод, в котором описывается, как вели себя дети, когда они стали старичками.
    В своём произведении «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварц так описывает поведение ученика третьего класса Пети Зубова:
    И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
    – Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

    Писатель так описывает поведение Маруси Поспеловой, ученицы третьего класса, когда та стала старушкой:
    А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает. Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял его в снегу.
    Е. Л. Шварц так описывает поведение ученицы третьего классы Наденьки Соколовой:
    Наконец зашли во двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
    Автор даёт следующее описание ученика второго класса Васи Зайцева:
    Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: катит трамвай, девятый номер. А на подножке висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Номер 2.

Почему произведение названо сказкой? Обрати внимание на волшебные предметы, превращения. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Ответ:

    Произведение Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» неспроста названо сказкой. В нём, как и в сказке, есть зачин («жил-был»), завязка («и вот однажды»), развитие событий (безделье, превращение в стариков, злые волшебники, поиск друг друга), кульминация (сбор учеников в лесу) и концовка (обратное превращение).
    Кроме того, произведение Е. Л. Шварца, как и сказка, предполагает обязательное наличие сказочных героев (злые волшебники), волшебных предметов (волшебные ходики) и волшебных превращений (превращение учеников в стариков, стариков в детей и обратно).
    Некоторые события сказки могли быть на самом деле, а некоторые появились благодаря фантазии автора. Так, существование учеников, их праздное времяпрепровождение могли быть в реальности. Напротив, их волшебное превращение можно отнести к вымышленным событиям.

Номер 3.

Почему волшебники были уверены в том, что ребята больше никогда не станут детьми? Почему дети смогли победить волшебников?

Ответ:

    В произведении Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» злые волшебники уверены в том, что ребята больше никогда не станут детьми. Они знают, что дети бездельничают и ленятся, не хотят учиться и всегда опаздывают. Волшебники считают, что досчитать до семидесяти семи им точно не под силу:
    А Пантелей Захарович проворчал:
    – Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают. А Марфа Васильевна пробормотала:
    – Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

Номер 4.

Как ты относишься к ребятам? Как к героям относится автор? Обсудите с другом.

Ответ:

    В героях рассказа Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» я вижу некоторых своих одноклассников. Мне очень грустно и печально, что они никак не могут понять, что лень и безделье не приводят к хорошему. Мне жаль, что дети упустили столько времени зря. Из них могут вырасти хорошие врачи, агрономы, учёные, учителя и инженеры. Но, к сожалению, неорганизованность и лодырничество, стирают эту возможность. Я рад, что ребята побороли плохие качества и исправились.
    Е. Л. Шварц негативно относится к отрицательным качествам героев, подчёркивая, к каким последствиям это может привести:
    Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
    Автору сказки искренне жаль ребят. Это подтверждает следующие строки произведения:

    Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.
    Давая возможность к исправлению ситуации, Е. Л. Шварц радуется их успехам.

Номер 5.

Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.

Ответ:

    Эпизод произведения, когда ребята открывают дверь без одной минуты и начинают считать, вызывает особое напряжение. Когда Петя стал уменьшаться, я уже подумал, что ничего не получится. Но, к счастью, товарищи подняли его на руки, и дети досчитали до семидесяти семи:
    Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
    С криком вскочили волшебники, но не могли уже сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.
    – Поднимите меня! – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три! Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Номер 6.

Что подразумевал Е. Л. Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Откроем «Рабочую тетрадь» и запишем ответ на этот вопрос.
    В своей сказке Е. Л. Шварц говорит о потерянном времени.
    Речь идёт о том времени, которое дети потратили на свою лень, лодырничество и безделье. Они могли использовать его иначе, выполняя каждый день домашнее задание, приходя на занятия вовремя, помогая другим в трудную минуту, проживая жизнь с пользой. Только каждодневный труд сможет привести к хорошему результату. Не нужно тратить время зря, а важно помнить, что потерянное время уже никогда не вернуть.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.