Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 119 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 119, 2023 год.

Номер 1.

От чьего имени ведётся рассказ? Что ты думаешь о рассказчике? Какой у него характер?

Ответ:

    В произведении Кира Булычёва «Путешествие Алисы» повествование ведётся от лица папы Алисы. Путешествуя со своей группой на космокатере «Пегас», он берёт с собой дочь Алису.
    Строки произведения подтверждают его смелость. Так, в битве с кустиками, папа Алисы принимает на себя всю опасность:
    «Хорошо, – успел подумать я, – что хоть Алиса в безопасности». Моё положение продолжало оставаться опасным. Кустики старались загнать меня в угол, а шваброй я уже не мог действовать.
    Он ответственный, быстро принимает решения и хорошо оценивает последствия любых событий:
    – На нас напали кустики, – ответил я. – Но огнемёта Зелёному не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке. Как только я отступлю за соединительную дверь, я тебе дам знать, и ты тут же закроешь трюмный отсек.
    В конце произведения мы узнаём, что Алисин папа – биолог, который может объяснить поведение напавших на них кустиков:
    Тут уж наступила моя очередь как биолога сказать своё последнее слово.
    – Так эти кусты борются за существование, – сказал я. – Воды в пустыне мало, родники пересыхают, и, чтобы остаться живыми, кустам приходится бродить по песку и искать воду.

    Кроме того, можно отметить, что папа Алисы очень любит свою дочь. Он берёт её с собой в путешествие, несмотря на огромные риски.

Номер 2.

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясни.

Ответ:

    В начале произведения Кира Булычёва «Путешествие Алисы» его герои враждебно относятся к кустикам. Растения, которые могут петь, двигаться и нападать, вызывают у героев страх и панику:
    В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас.
    Зелёный сразу нажимает на все кнопки тревоги, а папа Алисы хватает в руки швабру:
    Зелёный, нажимая по пути все кнопки тревоги, побежал на мостик за оружием, а я схватил стоявшую у стены швабру и попытался прикрыть Алису.
    А далее, когда опасность нарастает, Зелёный планирует воспользоваться огнемётом, а папа Алисы хочет запереть кустики в отсеке:
    – На нас напали кустики, – ответил я. – Но огнемёта Зелёному не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке. Как только я отступлю за соединительную дверь, я тебе дам знать, и ты тут же закроешь трюмный отсек.
    В конце произведения мы видим совершенно иную картину. Кустики, которых поливают водой и иногда компотом, спокойно сидят в ящике с песком. И только один непоседливый изредка выбегает из него и выпрашивает воду. С ними уже никто не сражается и не борется:
    С тех пор кусты мирно жили в ящике с песком. Только один из них, самый маленький и непоседливый, часто вылезал из ящика и подстерегал нас в коридоре, шелестел ветками, напевал, выпрашивал воду. Я просил Алису не перепаивать малыша – и так уж вода сочится из корней, – но Алиса его жалела и до самого конца путешествия таскала ему воду в стакане. И это ещё бы ничего. Но как-то она напоила его компотом, и теперь кустик вообще никому прохода не даёт. Топает по коридорам, оставляя за собой мокрые следы, и тупо тычется листьями в ноги людям. Разума в нём ни на грош. Но компот любит до безумия.

Номер 3.

Можешь ли ты сказать, что Алиса была находчивой, доброй, отзывчивой девочкой? Докажи.

Ответ:

    Читая произведение Кира Булычёва «Путешествие Алисы», мы понимаем, что Алиса сочетает в себе такие качества характера, как находчивость, доброта и отзывчивость.
    Так, в борьбе с враждебными кустиками именно Алиса догадывается, что кустики хотят пить, проявляя тем самым находчивость. Взяв в руки лейку, она начинает поливать их водой:
    Я поднялся на ноги и увидел мирную картинку. Алиса стояла в самой гуще кустиков и поливала их из лейки. Кустики раскачивали ветвями, стараясь не упустить ни капли влаги, и блаженно вздыхали.
    Ухаживая за кустиками, она жалеет их, часто принося воду, а иногда и компот. Она проявляет доброту и отзывчивость:
    Я просил Алису не перепаивать малыша – и так уж вода сочится из корней, – но Алиса его жалела и до самого конца путешествия таскала ему воду в стакане. И это ещё бы ничего. Но как-то она напоила его компотом, и теперь кустик вообще никому прохода не даёт. Топает по коридорам, оставляя за собой мокрые следы, и тупо тычется листьями в ноги людям. Разума в нём ни на грош. Но компот любит до безумия.

Номер 4.

Прочитай выделенные слова.
В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.
Обсудите с другом, какой приём использует автор. Как ему в этом помогает сравнение?

Ответ:

    В своём произведении «Путешествие Алисы» Кир Булычёв использует разные средства художественной выразительности.
    Например, в представленном выше тексте мы встречаем олицетворения, сравнение и эпитет. Так, Кир Булычёв использует следующие олицетворения: вылезли, переступая, двигались, шли. В своём произведении автор оживляет кустики.
    Автор сравнивает розовые цветы кустиков с глазами, то есть использует сравнение словно глаза. Сравнение помогает представить кустики живыми и страшными, усилить их опасность.
    Кроме того, Кир Булычёв использует эпитет зловещие глаза.
    Данные средства художественной выразительности помогают автору создать произведение ярче, красочнее и выразительнее, а также усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Номер 5.

Как бы рассказала эту историю Алиса? Составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

    Перескажем эту историю от лица Алисы, составим план, запишем его в «Рабочую тетрадь».
    Восемнадцать раз наш космокатер облетел всю пустыню, и лишь на девятнадцатом заходе я увидела в глубокой ложбине зелень. Развед-катер снизился над песчаными барханами, и моим глазам предстали кусты, окружавшие родник. Кусты были невысоки, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка. Мы осторожно выкопали пять кустов, выбирая те, на которых нашли бутоны, набрали в большой ящик песка и перенесли наши трофеи на «Пегас». В тот же день «Пегас» стартовал с пустынного спутника и взял курс дальше. Как только кончился разгон, папа начал готовить к съёмкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся светящиеся цветы, а я приготовила бумагу и краски, чтобы эти цветы зарисовать. И в этот момент мы услышали тихое, благозвучное пение. Я поняла, что это поют наши растения.
    Я побежала в трюм и увидела там кусты, которые поют и двигаются на нас. Я закричала. На мой крик прибежал Зелёный, взял меня на руки. Вид у него был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра. В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.
    – К оружию! – крикнул Зелёный и передал меня папе.
    А папа приказал нам захлопнуть дверь.
    Но было поздно. Один за другим кустики последовали за своим предводителем. Зелёный, нажимая по пути все кнопки тревоги, побежал на мостик за оружием, а папа шваброй пытался прикрыть меня. А я в это время зачарованно смотрела на кустики.
    Папа приказал мне бежать. Он понимал, что кустики долго не сдержать. Они упругими, сильными ветвями схватились за швабру и вырывали её из папиных рук.
    Папа попросил меня придержать их. И тут у меня возникла мысль о том, что кустики хотят пить. Я немедленно схватила большую блестящую лейку, проскользнула под папиной рукой, кинулась к кустам и начала их поливать. Кустики раскачивали ветвями, стараясь не упустить ни капли влаги, и блаженно вздыхали.
    Папа спросил меня, как я догадалась, что кустики надо полить, а я ответила, что кустики – растения. Значит, их надо поливать. Как морковку. А мы ведь их выкопали, посадили в ящик, а полить забыли. Когда Зелёный схватил меня и старался спасти, я успела подумать: ведь они у себя дома живут у самой воды… А поют они, когда надвигается песчаная буря, которая сушит воздух и засыпает песком воду. Вот они и волнуются тогда, что воды им не хватит.
    С тех пор кусты мирно жили в ящике с песком. Только один из них, самый маленький и непоседливый, часто вылезал из ящика и подстерегал нас в коридоре, шелестел ветками, напевал, выпрашивал воду. Папа просил меня не перепаивать малыша, но я его жалела и до самого конца путешествия таскала ему воду в стакане. Однажды я напоила его компотом, и теперь кустик вообще никому прохода не даёт. Топает по коридорам, оставляя за собой мокрые следы, и тупо тычется листьями в ноги людям.

            Составим план истории и запишем её в «Рабочую тетрадь».

    План истории

  1. Растущие в пустыне кусты.
  2. Выкопанные кусты.
  3. Благозвучное пение.
  4. Ужасное зрелище.
  5. Наступление кустиков.
  6. Большая блестящая лейка.
  7. Мирная жизнь кустиков.
  8. Маленький и непоседливый кустик.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.