Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 104 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 104, 2023 год.

Номер 1.

Какое название ты бы дал этому разделу? Почему? Что объединяет произведения, включённые в него?

Ответ:

    Я бы назвал этот раздел «Родина моя». Такое название наиболее точно отражает отношение поэтов к своей Родине, а также к родным местам, где прошло их детство.

Номер 2.

Перечитай стихотворения о Родине А. В. Жигулина и И. С. Никитина. Сравни их. Самостоятельно определи критерии, по которым будешь сравнивать.

Ответ:

    Перечитаем стихотворения о Родине А. В. Жигулина и И. С. Никитина.

Для этого выберем следующие критерии отбора:

  1. Тема произведения.
  2. Отношение автора к Родине.
  3. Родина в широком и узком смысле этого слова.

    Оба стихотворения имеют схожую тему произведения, посвященную Родине.
    Произведения И. С. Никитина «Русь» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» объединяет то, что они оба описывают огромную любовь поэтов к своей Родине.
    Но если в произведении И. С. Никитина «Русь» речь идёт любви к нашей огромной стране, то А. В. Жигулин воспевает любовь к родным сердцу местам. Так, И. С. Никитин, рассказывая о своей Родине, подчёркивает красоту и необъятность страны, называет её великой и непобедимой. Поэт гордится великой страной и строками произведения подчёркивает, что никто не может завоевать Русскую землю. В стихотворении же «О, Родина! В неярком блеске…» А. В. Жигулина описана вся нежность и любовь поэта к родным местам, где прошло его детство. Поэт с огромной любовью и трепетными чувствами относится к каждому просёлку и перелеску. Ему дорого всё: и шорох рощи, и далёкий синий дым, и ржавый крест над колокольней, и каждый холмик. Рядом с родными местами А. В. Жигулин забывает все обиды и невзгоды, находя здесь утешение и покой.

Номер 3.

Найди рифмующиеся слова в произведении И. С. Никитина. В чём особенность этого стихотворного текста? Напоминает ли оно тебе произведение устного народного творчества? Чего достигает поэт? Вызывают ли эти строки гордость за Родину? Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Ответ:

    Особенность произведения И. С. Никитина «Русь» в том, что в нём отсутствуют рифмующиеся слова. Стихотворение напоминает произведение устного народного творчества. Поэту удаётся этого достичь благодаря особому ритму произведения. Он помогает поэту подчеркнуть красоту и необъятность страны и показать его огромную любовь к Родине.
    В своём произведении «Русь» И. С. Никитин использует различные художественные приёмы.
    Поэту помогают следующие эпитеты: голубые небеса, тёмные тучи, нивы зрелые, море синее, краса царственная, поле чистое, воля смелая, старина святая, громкие подвиги, туча тёмная, сыра земля, зловещий дым, чёрное облако, кровавый пир, глухие степи, вьюги снежные, православный люд, седые моря, далёкие страны, слава громкая, Русь могучая.
    Поэт использует следующие метафоры: шатёр небес, великаны цепей гор, пожар небес, ковёр муравы лугов, грудь моря, по лицу земли.
    Кроме того, И. С. Никитин применяет такие олицетворения, как даль зеленеется, цепи гор стоят, реки катятся, пути лежат, нивы движутся, мурава лугов стелется, снег кружится, море подымает, лёд ходит, Русь развернулася, воля нашла, туча облегла, дым вставал, Русь собрала, Русь приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут, слава идёт.
    Данные средства художественной выразительности позволяют поэту создать произведение ярче, красочнее и выразительнее.

Номер 4.

Какие произведения И. С. Никитина ты читал раньше? О чём пишет поэт? С каким настроением, чувством? Какое из произведений можно включить в данный раздел? Почему ты так считаешь?
Проведи исследовательскую работу. Проанализируй стихотворение И. С. Никитина и русскую народную песню. Какие слова и выражения используются в произведениях? Сделай самостоятельно вывод по результатам работы.

Ответ:

    Раньше я читал такие стихотворения И. С. Никитина, как «Утро», «Юг и север».
    В первом стихотворении поэт описывает красоту раннего утра. Настроение И. С. Никитина спокойное и умиротворённое. Читая строки произведения, становится легко и приятно. Второе стихотворение посвящено Родине. В нём поэт гордится тем, что он является сыном Руси. Именно второе стихотворение стоит включить в данный раздел. Оно, как и другие стихотворения этого раздела, отражает отношение автора к Родине.
    Проведём исследовательскую работу, в которой проанализируем стихотворение И. С. Никитина «Русь» и русскую народную песню на примере русской народной былины «Три поездки Ильи Муромца».
    Строки стихотворения начинаются так:
    Под большим шатром
    Голубых небес –
    Вижу – даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше тёмных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами

    А так начинается былина:

    Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.
    Читая оба произведения, мы замечаем, что в стихотворении И. С. Никитина «Русь, как и в былине, отсутствует рифма. В обоих текстах произведений имеется схожий певучий ритм.
    В стихотворении, как и в былине, воспеваются русские герои – богатыри. Так, в былине «Три поездки Ильи Муромца» главным героем произведения является отважный и непобедимый богатырь Илья Муромец. В стихотворении же главным героем является Русь, которую И. С. Никитин наделяет свойствами богатыря. Он называет её великой, могучей и непобедимой, сравнивает Русь с матерью.

    Продолжая исследование обоих текстов, мы видим в них сходства и по бесчисленному количеству устаревших слов, а также эпитетов, характерных для текста былины.
    Так, в стихотворении «Русь» мы видим, как поэту помогают следующие эпитеты: голубые небеса, тёмные тучи, нивы зрелые, море синее, краса царственная, поле чистое, воля смелая, старина святая, громкие подвиги, туча тёмная, сыра земля, зловещий дым, чёрное облако, кровавый пир, глухие степи, вьюги снежные, православный люд, седые моря, далёкие страны, слава громкая, Русь могучая. Кроме того, в стихотворении встречаются следующие устаревшие слова: кликнул, недруг.
    Обращаясь к тексту былины, мы тоже замечаем огромное количество эпитетов: добрый конь, кудрявая бородушка, ясный взор, чистое поле, славный богатырь, терема златоверхие, вина заморские, богатства несметные, могучее плечо. В былине тоже имеются устаревшие слова: град, терем, сажень.
    Продолжая исследование текста стихотворения и текста былины, можно увидеть в них и принципиальные различия. Так, автором былины является народ. Стихотворение «Русь» имеет конкретного автора – И. С. Никитин.
    Кроме того, в обоих произведениях имеются различия в их идеях. Автор былины показывает нам, что настоящий русский богатырь должен быть храбрым, мужественным и защищать русский народ от врага. Главной мыслью произведения «Русь» И. С. Никитина является безграничная любовь поэта к Родине.
    Таким образом, мною было проведено исследование двух произведений И. С. Никитина «Русь» и русской народной былины «Три поездки Ильи Муромца», в результате которого я пришёл к выводу о сходствах и различиях стихотворения с русской народной песней.

Номер 5.

Подготовь сценарий тематического вечера «Россия – родина моя». Определи: какие произведения ты используешь, какую дополнительную информацию представишь. Например, об истории страны, её культуре.

Ответ:

    Подготовим сценарий тематического вечера «Россия – родина моя. Для его составления воспользуемся песнями и стихотворениями о Родине, а также дополнительной информацией о природе, истории страны и её культуре.
    При разработке сценария будет использоваться приём, когда два ведущих, ведя диалог между собой, будут постепенно делиться соответствующей информацией со зрителями.
    Ведущий 1. Россия…Родина... Как много вложено в эти слова. Могучая и сильная, великая и непобедимая, гордая и неподкупная, кроткая и молчаливая, счастливая и грустная, большая и малая…Это всё – моя Россия, моя матушка, моя Родина.

    Ведущий 2.
    В. Семернин
    Вешняя,
    бодрая,
    Вечная,
    добрая,
    Трактором
    вспахана
    Счастьем
    Засеяна –
    Вся на глазах она
    С юга
    до севера!
    Родина милая,
    Родина русая,
    Мирная-мирная

    Ведущий 2.
    Она широко раскинулась необъятными лесами и полями, лугами, высокими горами, полноводными реками, широкими морями и океанами. Журчание ручейка и шорох осенних листьев, тёплый летний вечер и сказочная зимняя красота. Природа России манит, удивляет, вдохновляет…

    Пушкин и Лермонтов, Ахматова и Блок, Некрасов и Никитин. Каждый поэт видит Родину по-своему.
    На сцену выходят 4 чтеца.
    Чтец 1.
    Но я люблю – за что, не знаю сам –
    Её степей холодное молчанье,
    Её лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек её, подобные морям…
    М. Ю. Лермонтов

    Чтец 2.
    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни…
    Не безобразья в природе! И ночи,
    И моховые болота, и пни –
    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю…
    Н. А. Некрасов

    Чтец 3.
    А ты всё та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    А.А. Блок

    Чтец 4.
    О Русь! Малиновое поле
    И синь, упавшая в реку.
    С. А. Есенин


    Далее выходят дети и исполняют песню «Милая Россия» детского хора «Великан» под музыку без слов (минус).

    Ведущий 1.
    Егор, а что для тебя «Родина»?

    Ведущий 2.
    Аня, для меня Родина – это мой дом, моя улица, мой родной город Воронеж. Я люблю красоту его улиц и скверов, парков и мостов. Мне нравится прогуливаться по любимым переулкам.

    Ведущий 1.
    Егор, а ты знаешь, что А. В. Жигулин – воронежский поэт. В его стихотворении «О, Родина! В неярком блеске…» описана вся нежность и любовь поэта к родным сердцу местам. Ему дорого всё: и шорох рощи, и далёкий синий дым, и ржавый крест над колокольней, и каждый холмик. Рядом с родными местами Жигулин забывает все обиды и невзгоды, находя утешение и покой.
    Чтец 1.
    О, Родина! В неярком блеске
    Я взором трепетным ловлю
    Твои просёлки, перелески –
    Всё, что без памяти люблю:

    И шорох рощи белоствольной,
    И синий дым в дали пустой,
    И ржавый крест над колокольней,
    И низкий холмик со звездой…

    Мои обиды и прощенья
    Сгорят, как старое жнивьё.
    В тебе одной – и утешенье,
    И исцеление моё.


    Ведущий 2.
    А ещё я знаю, что у А. В. Жигулина есть трогательное стихотворение про родной город, которое трогательно описывает огромную любовь поэта к малой родине.

    Чтец 2.
    Воронеж!.. Родина. Любовь.
    Все это здесь соединилось.
    В мой краткий век,
    Что так суров,
    Я принимаю, словно милость,
    Твоей листвы звенящий кров.

    Согрей меня скупою лаской,
    Загладь печальные следы.
    И приведи на мост Чернавский,
    К раскатам солнечной воды.

    И как навязчивая морочь,
    Как синих чаек дальний плач,
    Растает вдруг пустая горечь
    Московских бед и неудач.

    И что ты там, судьба, городишь?!
    Тебе вовек не сдамся я,
    Пока на свете
    Есть Воронеж –
    Любовь и родина моя.


    Ведущий 1.
    Егор, а для меня Родина – моя Отчизна, с её богатой историей и культурой.
    За сотни лет своего существования наша страна часто подвергалась нашествию врага. Татары, французы, поляки, немцы, шведы – никто не смог завоевать могучую и непобедимую Россию.
    Звучит песня на музыку и стихи Т. В. Сеничевой «Непобедимая Россия».

    Ведущий 2.
    Россия богата не только своей историей. Она славится огромным культурным наследием. Красная площадь и Кремль в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, русское иконописное искусство, создаваемое в православных монастырях, музыка, русская живопись, скульптура, литературное наследие, которое включает множество классических произведений, ставших частью мировой литературной сокровищницы, традиции и фольклорные праздники, народные ремёсла и национальные костюмы, а также русская кухня – всё это заставляет гордиться нашей Родиной.

    Выступает танцевальный ансамбль по русские народные песню И. П. Ларионова «Калинка-малинка».
    Калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягода-малинка, малинка моя!
    Эх, калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягода-малинка, малинка моя!

    Ах, под сосною, под зелёною,
    Спать положите вы меня!
    Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
    Спать положите вы меня.

    Калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягода малинка, малинка моя!

    Ах, сосёнушка ты зелёная,
    Не шуми же надо мной!
    Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
    Не шуми же надо мной!

    Калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягода малинка, малинка моя!

    Ах, красавица, душа-девица,
    Полюби же ты меня!
    Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
    Полюби же ты меня!

    Калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягода малинка, малинка моя!

    Ведущий 1.
    Россия…Моя Родина. Она как мать, родная, любимая, добрая. Родное Отечество, родная страна, родная Россия…

    Ведущий 2.
    Россия – мой дом. Россия – твой дом.

    Ведущий 1.
    Россия – наш общий дом.
    На этой заключительной ноте звучит песня М. И. Танича «Наш дом – Россия».

Номер 6.

Как бы ты рассказал о своей Родине? Какое отношение к ней можешь выразить? Опиши свой город, место, где ты живёшь. Расскажи, почему ты гордишься своей Родиной. Используй при необходимости прочитанные в этом разделе произведения.

Ответ:

    Напишем рассказ о том, что значит для меня Родина.

    Что для меня Родина?
    Для меня Родина – это мой родной край, мой любимый город. Это город Воронеж.
    Я восхищаюсь и горжусь Воронежем. С его названием связаны имена великих русских поэтов и писателей. Бунин, Кольцов, Никитин, Веневитинов, Жигулин и Маршак – имена этих людей известны каждому.
    А. В. Жигулин в своём стихотворении писал:
    «Воронеж!.. Родина. Любовь.
    Все это здесь соединилось.
    В мой краткий век,
    Что так суров,
    Я принимаю, словно милость,
    Твоей листвы звенящий кров».


    Каждая строчка стихотворения озвучивает мысли о том, что Воронеж – это моя Родина. И я его люблю.
    Мне нравятся его улицы и дома, его парки и скверы, его мосты, соединяющие правый и левый берега, и река Дон. Я люблю ходить по его переулкам тёплым летним вечером, когда можно остановиться и посидеть у красивого фонтана. Мне нравятся устланные золотыми листьями парки. Я люблю Воронеж весной, когда в моё окно проникает яркий солнечный луч. Я восхищаюсь им зимой, когда снежный город загорается разноцветными огоньками.
    Здесь живёт моя семья, мои близкие и друзья. Мне хорошо и спокойно в родном городе. Меня здесь любят и ценят.
    Наша Родина – Россия. И в ней много городов, один из которых Воронеж. Моя любовь, моя гордость, моя малая родина…

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.