Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 59 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 1.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 3.
Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Ответ:
Из строк произведения видно, что А. С. Пушкин по-разному относится к своим главным героиням.
Так, рисуя образ молодой царевны, автор описывает её лучшие качества, показывает нам её с хорошей стороны:
Нраву кроткого такого…
Речь царевны выдаёт её благородное происхождение:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…
К царице, напротив, поэт относится с презрением. А. С. Пушкин на протяжении всего произведения показывает нам отрицательные черты главной героини. Она гордая, своенравная и ревнивая:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
Видно, что поэт с негодованием относится к царице:
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Таким образом, прослеживается противоположное отношение поэта к главным героиням сказки.
Номер 4.
Перечитай описание светлицы (интерьера). Составь текст-описание.
Ответ:Горница была светлая. Все лавки, стоящие в ней, были покрыты коврами. Под иконами стоял дубовый стол. Печь была украшена красивыми узорами. На ней можно было спать.
Номер 5.
Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.
Ответ:
Царица несколько раз обращается к зеркальцу на протяжении всей сказки.
Первое обращение к зеркальцу было при знакомстве читателя с царицей (стр.42):
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Второй раз царица обращается к зеркальцу, когда собирается на девичник (стр. 43):
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Третий раз царица обращается к зеркальцу, вспомнив про царевну (стр. 49):
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Четвёртое обращение царицы к зеркальцу было после того, как она отравила царевну яблоком (стр. 54):
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Последний раз царица обращается к зеркальцу после того, как царевна ожила (стр. 57):
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
Номер 6.
Найди слова, которые говорят о скромности царевны.
Ответ:
Рисуя образ царевны, А. С. Пушкин подчёркивает её скромность:
Нраву кроткого такого…
Оказавшись в доме богатырей, царевна подтверждает качество, которым надел её поэт:
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…
Номер 7.
Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.
Ответ:
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.
Елисей так обращается к солнцу (стр. 54):
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Елисей так обращается к месяцу (стр. 55):
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Елисей так обращается к ветру (стр. 55):
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Эти строки нужно читать с громко, пронзительно, с надеждой в голосе, с уважением. Елисей понимает, что это могущественные силы природы, которые никто не победит, он очень надеется на их помощь.
Отвечая Елисею, они сожалеют о том, что не видали царевны. Их ответы нужно читать медленно, печально.
Номер 8.
Ответь на вопросы.
- Какие события происходят?
- Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
- О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
- Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать в каждой части? Что именно нужно изобразить и почему?
Ответим на предложенные вопросы.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина начинается с того, как царь собирается в путь-дорогу. Его жена остаётся ждать его.
За это время через девять месяцев у царицы рождается дочь. Дождавшись возвращения царя, царица тихо умирает.
Через год царь женится на высокой, стройной и белолицей красавице, но злой и завистливой. В приданое ей достаётся волшебное зеркальце, с которым она может разговаривать. Царицу волнует один главный вопрос: является ли она самой красивой на всём белом свете. И зеркальце всегда это подтверждает.
Проходит время, подрастает царевна. Она вырастает доброй, тихой, кроткой, белолицей и чернобровой. В неё влюбляется королевич Елисей.
Собираясь на девичник, царица спрашивает у зеркальца, является ли она самой красивой на свете. Но в этот раз зеркальце отвечает, что всех милее является царевна.
Рассердившись, царица приказывает служанке отвезти царевну в лес, связать и оставить под сосной на съедение волкам. Служанка, пожалев царевну, отвозит её в лес, но не связывает.
Царь в это время объявляет поиски царевны. Тем временем она бредёт по лесу и находит чей-то дом, заходит в него и оказывается в светлой горнице. Все лавки, стоящие в ней, покрыты коврами. Под иконами стоит дубовый стол. Печь, на которой можно спать, украшена красивыми узорами. Царевна убирается в доме и ложится отдохнуть на печь.
К обеду возвращаются хозяева дома – семь богатырей. Они очень удивляются, увидев царевну, но хорошо её принимают. Она остаётся жить у богатырей, хозяйничает по дому.
Тем временем, царица снова обращается к зеркальцу и узнаёт от него, что царевна продолжает быть всех милее и красивее. Тогда она ещё больше сердится и решает сама отравить царевну золотым яблочком, обернувшись старухой, что и совершает.
Братья-богатыри, увидев мёртвую царевну кладут её в хрустальный гроб и относят к пустой горе. Царица вновь слышит от зеркальца ответ, что царевна всех милее и белее.
В это время её жених Елисей разыскивает царевну по белу свету. Он обращается к солнцу, месяцу и ветру. От ветра Елисей узнаёт, где лежит мёртвая царевна. Он находит царевну, гроб разбивается, царевна оживает.
Царица вновь обращается к зеркальцу, снова узнаёт, что царевна всех краше и милее. От печали и зависти она умирает. А царевна и Елисей устраивают пир на весь мир во время венчания.
В сказке действуют следующие главные герои: царица-мать, царевна, царь, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей, солнце, месяц и ветер.
Строчки из сказки помогают представить героев.
Царь:
Но как быть? и он был грешен…
Царица-мачеха:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Царевна:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Богатыри:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Солнце:
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой».
Месяц:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя».
Ветер:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
К сказке можно сделать следующие иллюстрации: как царь отправляется в путь-дорогу, рождение царевны, образ царицы с зеркальцем, как подросла царевна, как её отвозят в лес, царевна в доме у богатырей, старуха и золотое яблочко, хрустальный гроб, обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру, венчание.
Именно эти иллюстрации отразят главные эпизоды развития событий сказки. Они помогут представить образ главных героев, раскроют главные черты их характера: зависть царицы, кротость царевны, мощь и силу солнца, месяца и ветра.
Например, можно сделать такие иллюстрации:

Номер 9.
Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Составь план (по выбору).
Ответ:
Сказку можно разделить на несколько частей. Озаглавим каждую из них, составим план:
1. Отправление царя в путь-дорогу.
2. Рождение царевны.
3. Царица и зеркальце.
4. Царевна вырастает.
5. Царевну отвозят в лес.
6. Дом семи богатырей.
7. Отравление царевны золотым яблочком.
8. Хрустальный гроб.
9. Обращение Елисея к солнцу.
10. Обращение Елисея к месяцу.
11. Обращение Елисея к ветру.
12. Венчание.
Номер 10.
Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.
Ответ:
Подробно перескажем ту часть сказки, в которой Елисей обращается к ветру.
Составим следующий план, который запишем в «Рабочую тетрадь»:
1. Елисей скачет к ветру.
2. Называет его могучим и сильным:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
3. Задаёт вопрос, видел ли ветер молодую царевну:
«Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её".
4.Ветер отвечает Елисею:
– «Постой, –
Отвечает ветер буйный…»
5.Тихоструйная речка:
«Там за речкой тихоструйной…»
6. Высокая гора:
«Есть высокая гора…»
7. Высокая нора:
«В ней высокая нора…»
8. Печальная тьма:
«В той норе, во тьме печальной…»
9. Хрустальный гроб:
«Гроб качается хрустальный…»
«На цепях между столбов.
Ни видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
10. Ветер убегает дале.
11. Королевич рыдает.
12. Идет к крутой горе.
13. Видит хрустальный гроб:
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
14. Ударяется о гроб:
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
15. Гроб разбился.
16. Дева вдруг ожила.
Номер 11.
Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Ответ:
Обсудив, мы решили, что пушкинская сказка сходна с народной. Но есть и свои различия.
В пушкинской сказке, как и народной, есть зачин («царь с царицею простился»), завязка («бог даёт царице дочь»), развитие событий (царевну отвозят в лес, царевна в доме богатырей, отравление яблоком, хрустальный гроб), кульминация (царевна оживает), концовка (венчание и пир).
Кроме того, пушкинская сказка, как и народная, предполагает обязательное наличие сказочных героев (царица-мать, царевна, царь, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей, солнце, месяц и ветер), волшебных предметов (зеркальце), волшебных превращений (царицы в старуху).
Главное отличие пушкинской сказки от народной в том, что она написана в стихотворной форме. Кроме того, в строчках сказки мы видим отношение поэта к самим героям. Например, видно, что поэт с негодованием относится к царице:
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.