Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 155 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 1.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 1.

Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от фольклорной сказки? Приведи примеры.

Ответ:

    Литературные сказки – это сказки, которые создаются автором и не подлежат изменениям.
    Примеры литературных сказок: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», И. П. Токмакова «Сказочка о счастье», П. П. Ершов «Конёк-Горбунок», А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ю. К. Олеша «Три толстяка» и другие.

Номер 2.

Знаешь ли ты другие произведения писателей, сказки которых ты прочитал в этом разделе? Назови их. Составь список литературных сказок, которые ты хотел бы прочитать.

Ответ:

    В данном разделе я прочитал сказку П.П. Бажова «Серебряное копытце». Другие произведения автора, которые я читал: «Хозяйка медной горы» и «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Голубая змейка».
    Сказки, которые я хотел бы прочитать: С. Т. Аксаков «Зайцы», П. П. Бажов «Синюшкин колодец», А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города», Э. Н. Успенский «Вниз по волшебной реке».

Номер 3.

Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка С. Т. Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-Юдище»?

Ответ:

    Сказка С. Т. Аксакова называется «Аленький цветочек». По его заглавию можно предположить, что в сказке будут происходить события вокруг волшебного цветочка, который рос в заколдованном саду. Если сказка будет называться «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки» или «Чудище-Юдище», то смысл произведения может измениться, так как в сказке речь идёт именно о событиях, связанных с тёплым, нежным, излучающим тепло и цвет цветком, который называется именно аленьким.

Номер 4.

Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке меньшая дочь.

Ответ:

    Разделим сказку на части, озаглавим их.
    План:
    1. Жил-был богатый купец.
    2. Сборы купца в путешествие.
    3. Заказы дочерей.
    4. В поиске подарков.
    5. Заколдованный сад.
    6. Аленький цветочек сорван.
    7. Слово честное купецкое.
    8. Волшебный перстень.
    9. Подарки для дочерей.
    10. Печаль купца.
    11. Отправление младшей дочери к зверю лесному.
    12. Волшебный дворец.
    13. «Покажись мне, верный друг!»
    14. Клятва вернуться.
    15. Дом купца.
    16. Перевод времени.
    17. Возвращение к чуду морскому.
    18. Чудесное превращение в принца.

    Рассказ истории об аленьком цветочке от имени младшей дочери.
    Отправляясь в дальнее путешествие, спрашивал у нас отец наш, что нам привезти из заморского странствия. Мои сёстры попросили привезти золотой венец из камениев самоцветных, тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного. А я просила у отца цветочек аленький, которого бы краше не было на белом свете.
    Долго не было дома отца моего. Наконец вернулся он из заморского путешествия с богатствами несказанными. Подарил он моим сёстрам подарки, а мне цветочек аленький, диковинный.
    Вижу я, что отец мой ходит-печалится. И узнали мы, что был он у чудища заморского, и сорвал он в саду заколдованном цветочек аленький. Разгневался зверь лесной, хотел убить отца, но сжалился и взамен попросил привезти в сад одну из нас. Жалко мне стало отца моего. Надела я на мизинец перстень волшебный и оказалась у заморского чудища в волшебном саду.
    Я не видела его, только слышала. И ходила я по прекрасному саду, ела яства сахарные, пила питья медвяные из посуды золота червонного. Чудо морское с огромной любовью и заботой относился ко мне, защищал меня.
    Привыкала я к господину моему. И захотелось мне увидеть лицо его. Страшен оказался зверь лесной, испугалась я. Но со временем совладала с собой.
    Прошло немало времени. Грустно стало мне без сестёр и отца моего. Разрешил мне зверь погостить у них. Поклялась ему вернуться вовремя. Надев перстень, оказалась я у отца. А тем временем сёстры мои отговаривали меня отправляться назад. Но почуяло сердце моё неладное. И вернулась я во дворец заколдованный раньше времени. Вижу, что лежит чудище бездыханное, мёрствое.
    Помутилися мои очи, подкосились ноги мои, упала я на колени, обняла руками его за голову и завопила о том, что люблю его. В тот же час заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого. И превратился мой господин в красавца писаного с короной царскою. Поведал он мне, что заколдовала злая колдунья его до тех пор, пока не полюбит его красна девица.
    И порадовались за нас все вокруг, и сыграли мы свадьбу великую.

Номер 5.

Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сравни её с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения. Ты можешь подготовить таблицу.

    • Название (заголовок).
    • Основные события одной и другой сказки. Какие события похожи? Как ты думаешь, почему?
    • Герои:
    • красавица и меньшая дочь купца;
    • чудовище или чудище.
    • Чем различался аленький цветочек в сказках?
    • Волшебные предметы и помощники.

Ответ:

    Сравним произведения Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище» с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Представим его в сравнительной таблице.

Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 1 часть, страница 155, номер 5, 2023 год.

    Как мы видим, события в сказках похожи между собой: в обоих есть купец, три его дочери, чудище, заклятье злой колдуньи, сорванный цветок, любовь младшей дочери купца к чудищу, его превращение в прекрасного принца, свадьба.
    Сюжеты обеих сказок очень похожи между собой. Есть информация, что в их основу лёг древнейший фольклорный мотив произведения Апулея «Амур и Психея».

Номер 6.

Какие виды текстов ты знаешь? Напиши сочинение по произведению П. П. Бажова «Серебряное копытце» на тему «Почему Дарёнка и Кокованя увидели чудо». Какой вид текста ты используешь? Подбери заголовок к тексту-описанию.

Ответ:

    Сочинение – письменное изложение своих мыслей и эмоций в тексте.     Сочинения бывают трех видов: сочинение-описание, сочинение-повествование и сочинение-рассуждение.
    При написании сочинения на тему «Почему Дарёнка и Кокованя увидели чудо» я буду использовать такой вид текста, как описание. При этом можно подобрать такой заголовок, как «Увиденное чудо».
    Увиденное чудо
    Совсем недавно на уроке литературного чтения я познакомился с произведением П. П. Бажова «Серебряное копытце». В нём автор описывает чудо, случившееся с Дарёнкой и Кокованей.
    В произведении дед Кокованя берёт к себе жить сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. Он рассказывает девочке историю про волшебного козлика, который своим копытцем выбивает драгоценные камни. Дарёнка верит в это и мечтает увидеть Серебряное копытце. Отправившись в лес, с ними случается чудо, и Кокованя с Дарёнкой встречают козлика.
    Они оба верили в чудеса, жили дружно и весело, ни на что не жаловались. Они не думали о богатстве. Им не нужны были драгоценные камни Серебряного копытца. Сиротке и Коковане очень хотелось просто увидеть козлика. А чудеса происходят с теми, кто в них очень верит. Оно выбирает добрых, бескорыстных, ласковых людей, отзывчивых и заботливых. Кокованя и сиротка Дарёнка такими и были.
    Читая произведение П. П. Бажова «Серебряное копытце», мы понимаем, что вера, доброта и милосердие, отзывчивость и забота всегда приводят к чуду.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.