Литературное чтение 3 класс учебник Александрова, Кузнецова - страница 94 (Просвещение)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.
  • Часть: без частей.
  • Год: 2023.
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Сравни слова и дополни последнюю строку.
Град – город
Кратко – коротко
Врата – ?
Как ты понимаешь выражение врата моей учёности?

Ответ:

Сравним следующие слова:
Град – город;
кратко – коротко.
Это слова с полногласными и неполногласными сочетаниями: - оро - / - ра -.
Превратим слово врата с неполногласным сочетанием - ра - в слово с полногласным сочетанием - оро - :
Врата – ворота.
Ворота, врата – широкий вход в какое-либо ограждение.
Следовательно, выражение врата моей учености – вход в дорогу к знаниям.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Кем приходится Миша Михайло Ломоносову?

Ответ:

В произведении О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» Миша приходится племянником Михайло Ломоносову.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Перечитай начало текста. Как можно перевести фразу, которую не понял Миша, если использовать подсказки Ломоносова?

Ответ:

Перечитаем начало текста и найдём фразу, которую не понял Миша:
– «Речь хитрость добро глаголати».
Найдём подсказки, которые Ломоносов даёт Мише:
– Я тебе помогу, – сказал Михайло Васильевич. – «Добро»– значит «хорошо», «правильно». «Хитрость» – значит «уменье».
Используя подсказки, можно предположить, что выражение означает, что речь – умение хорошо и правильно говорить.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Какие положительные качества своего ученика Миши отмечает Ломоносов?

Ответ:

Ломоносов был доволен своим учеником, отмечая правильность его речи и смекалку:
– Смекалка у тебя есть, видишь ты ясно, говоришь толково. Я тобой доволен. Недаром ты Ломоносову племянник.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Какую книгу, скорее всего, читал Миша?

Ответ:

Скорее всего, Миша читал «Грамматику» Смотрицкого.
Первые строки книги вводят читателя в мир слова и речи:
Миша раскрыл книгу и прочёл:
- «Речь хитрость добро глаголати».
Увидев «Грамматику» и «Арифметику» у Миши, Ломоносов подчеркнул их давность и фундаментальность. Он отметил, что книги помогли ему войти в науку:
Он взял обе книги из Мишиных рук, провёл ладонью по истёртым переплётам и сказал:
– «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого – врата моей учёности. С ними когда-то я пришёл в Москву.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Какие препятствия пришлось преодолеть Ломоносову, чтобы начать учиться?

Ответ:

Оказавшись в Москве, не имея жилья, близких и знакомых в огромном городе, Ломоносов не знал, куда ему идти:
Волнуясь и сочувствуя, слушал Миша рассказ Михайла Васильевича и ясно представлял себе, как бредёт рядом с санями высокий исхудавший парень с обветренным лицом. Как он в первое утро в Москве просыпается в санях под заснеженной рогожей и снег тает у него на лице, как он стоит посреди площади и не знает, куда ему двинуться, потому что в огромном городе нет ни одного человека, которому было бы до него дело.
Поступив в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов испытывает холод, голод, грязь и низкое жалование:
Вот они, Спасские школы – Славяно-греко-латинская академия. Сквозь маленькие квадратики окошек едва пробивается дневной свет. В классах холодно и грязно. На длинных некрашеных скамьях – ученики: солдатские и поповские дети, изредка дворянский сынок, дети мастеровых, даже дети нищих… Им выдают жалованье – три копейки в день, на седьмой день – четыре копейки. На эти деньги надо питаться, одеваться, покупать бумагу, перья, книги. Оттого книг почти нет, учатся по замызганным запискам. Перья выдирают из хвоста первого попавшегося гуся, и окрестные гуси, увидев спасского ученика в длиннополом кафтане, гогочут и удирают. А не то ученики, сплющив дробинку, пишут свинцовой палочкой. На голодный ум не идёт ученье. Ученики подметают дворы, колют дрова, чтобы хоть немного подработать.
А то попросту на соседнем рынке стащат у зазевавшейся торговки пирог с ливером или зайчатиной, кусок рубцов, жирный блин.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Приведи примеры, которые доказывают, что Михайло Ломоносов больше всего на свете ценил ученье?

Ответ:

Учась в Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов испытывает огромные трудности – голод, холод, грязь. Он терпит насмешки от других людей по поводу позднего возраста для изучения латыни. Однако он стойко переносит все тяготы и добивается успехов в учении:
Но Михайло не колет дров и не ворует пирогов. Его еда – на полкопейки хлеба, на полкопейки кваса. Он дорвался до ученья и все мысли и всё время отдаёт науке. Драчуны и забияки дразнят его: смотри-де, какой болван – в двадцать лет пришёл латыни учиться.
Испытывая огромную тягу к знаниям, Ломоносов много времени проводит в библиотеке:
Обычно Михайло в библиотеке один– роется в шкафах, сколько заблагорассудится, перебирая книги и тут же, на подоконнике, присаживаясь прочесть найденное. Видя стремление и ум Ломоносова, его посылают учиться дальше – в Киева, а затем в Петербург:
Из Киева Михайло вскоре возвращается в Москву, и вдруг нежданно-негаданно из Петербурга предписание – выбрать из учеников двадцать человек, в науках достойных, и отправить их в Академию наук. Из двухсот учеников двадцати знающих не нашлось, едва набрали двенадцать. Так Михайло Ломоносов попал в Петербург…

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Выберите и прочитайте один из отрывков – о монастырской библиотеке или о библиотеке Киприянова. Какие книги читает Михайло Ломоносов? Почему?

Ответ:

В монастырской библиотеке Ломоносов впервые читает много новых книг:
Но книг оказалось много – только были они в задних комнатах, и здесь Михайло впервые читает издания Петербургской Академии наук: «О земле», «О ветрах», «Книгу мирозрения» и «Глобус небесный».
Это свидетельствует о том, что Ломоносов был многосторонней личностью, которого интересовали все сферы научного знания.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Чем поразили Ломоносова древние мозаики?

Ответ:

Зайдя в Собор в Киеве, Ломоносов видит древние мозаики, которые поражают его яркостью красок настолько сильно, что он сам захочет открыть секрет их стойкости: Эти древние мозаики поразили Михайла. Ведь прошло более тысячи лет, как их создали мастера, а они всё так же ярки, как были в первый день. Секрет этой работы утерян, но Михайло не забудет их очарования, пока вновь не откроет способы окраски стекла, составов мастики, которая крепит эти стёкла, пока сам через четверть века не создаст свою мозаику – Полтавский бой.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Как ты думаешь, какие качества характера помогли Михаилу Васильевичу Ломоносову стать поэтом, художником, совершить множество научных открытий?

Ответ:

Совокупность многих качеств позволила Михаилу Васильевичу Ломоносову добиться успехов во многих сферах: огромное стремление к знаниям, терпеливость, усидчивость, высокие умственные способности.

Литературное чтение 3 класс учебник Адександрова страница 67, задание 5

Выразительно прочитай стихи.

Ответ:

Выразительное прочтение стихотворения на странице 94:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.