История 6 класс учебник Арсентьев, Данилов 1 часть - страница 92

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С.
- Часть: 1.
- Год: 2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Историк Н.И. Костомаров о древнерусском храме.
Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе... В первоначальном своём виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… На северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками внизу и вверху на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над серединой церкви, а четыре — над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозаикой, а прочие стены — стенною живописью. Снаружи церковь была обведена папертью, из которой на двух сторонах — южной и северной — шли две витые лестницы на хоры. Эти лестницы были расписаны изображениями разных случаев из светской жизни, как то: княжеской охоты, княжеского суда, народных увеселений и т. п.
Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.
Описанный Н. И. Костомаровым храм — это собор Святой Софии, который находится в Киеве. Он был построен в XI веке, во время правления князя Владимира Великого, и стал одним из первых крупных архитектурных сооружений византийского стиля на Руси. Костомаров подчеркивает его значение как образца византийского зодчества, что также указывает на его киевское происхождение, так как именно в Киеве было построено большинство ранних христианских храмов.
Собор Святой Софии известен своим величественным архитектурным стилем и уникальной внутренней отделкой, включая мозаики и стенописи, которые подчеркивают его значение как духовного и культурного центра. В отличие от собора в Новгороде, который также называется Софией, киевский храм был значительно больше и сложнее в архитектурном плане, что делает его ярким примером византийского зодчества.
Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?
Ответ:
Древнерусское храмовое зодчество отличалось сочетанием византийских традиций и местных архитектурных особенностей. Храмы, такие как собор Святой Софии, строились из крупного камня и кирпича, что придаёт им величественный вид. Основными характеристиками были многокупольность и крестово-купольная схема, обеспечивавшие не только эстетический, но и функциональный аспект здания, позволяя освещать внутренние пространства.
Алтарь обычно имел полукруглую форму и часто украшался мозаикой и живописью, что свидетельствует о высоком уровне художественного мастерства. Хоры, поддерживаемые массивными колоннами, добавляли структурной прочности и изысканности. Внешний вид часто дополнялся папертью и лестницами, ведущими к хорам, которые нередко украшались сценами из жизни общества.
Таким образом, древнерусское храмовое зодчество не только служило религиозным потребностям, но и отражало культурные и социальные аспекты времени, сочетая в себе элементы византийской архитектуры с местными традициями.
Используя Интернет, создайте в тетради словарь терминов, встречающихся в документе.
Ответ:
Храм Св. Софии - архитектурное сооружение, символ византийского зодчества, построенное в Древней Руси.
Зодчество - искусство строить и проектировать здания.
Архитектурные элементы:
Купол - сводчатая конструкция, венчающая здание.
Хоры - отдельный уровень в церкви, предназначенный для певчих.
Алтарь - священное место в храме, где совершаются богослужения.
Придел - дополнительный алтарь в церкви.
Столбы - опорные конструкции, поддерживающие здание.
Мозаика - художественная техника, состоящая из разноцветных кусочков материала, создающая изображения.
Стенная живопись - живопись, выполненная на стенах зданий.
Паперть - крытая галерея или пристройка к церкви.
Витая лестница - лестница с закругленными ступенями, ведущая на верхние уровни.
Изображения - декоративные элементы, рассказывающие о событиях и жизни общества.
Этот словарь поможет понять основные архитектурные и художественные особенности храма, а также его культурное значение в контексте византийской традиции.
Думаем, сравниваем, размышляем
Дайте характеристику европейского культурного пространства в IХ—ХII вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси? Культура какой европейской страны оказала наиболее заметное влияние? Приведите примеры.
Ответ:
Европейское культурное пространство IX–XII веков было характерно разнообразием и обменом идей между различными народами. В это время активно развивались центры христианской культуры, особенно во Франции, Италии и Византии. Культура Руси начала формироваться под влиянием этих европейских стран, особенно Византии.
Влияние Византии на Русь проявлялось через христианизацию, что способствовало внедрению письменности, церковной музыки и иконописи. Принятие христианства в 988 году при князе Владимире стало поворотным моментом; Русь активно заимствовала византийскую государственность, архитектуру и искусство.
Среди заметных примеров можно выделить строительство храмов, таких как Софийский собор в Киеве, который был вдохновлён византийской архитектурой. Заимствования касались и литературы: появление первых славянских книг и летописей, которые использовали греческие и латинские источники.
Таким образом, Византия оказала самое значительное влияние на формирование русской культуры в указанный период, встраивая Русь в широкий европейский контекст духовного и культурного обмена.
Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства? Какие произведения об этом говорят?
Ответ:
Главной темой древнерусского искусства, как правило, считается религия и духовная жизнь общества, что отражается в иконописи, архитектуре и фресках. Искусство того времени было глубоко связано с православием и служило средством воспитания духовности и прививания моральных ценностей.
Иконопись, например, стала выдающимся примером этой темы. Иконы, такие как "Троица" Андрея Рублева, не только представляют святых, но и передают глубокую философскую и духовную значимость, приглашая зрителя к размышлениям о божественном.
Архитектурные произведения, такие как Софийский собор в Киеве и Дмитриевский собор в Владимире, также отражают религиозные идеи и высокие эстетические стандарты. Их величественные формы и пространственные композиции направлены на создание атмосферы святости и возвышенности.
Фрески, как, например, росписи в церкви Спаса на Нередице, иллюстрируют библейские сюжеты, демонстрируя мастерство художников и их стремление передать духовные истины. Таким образом, древнерусское искусство стало не только отражением веры, но и важным элементом культурного наследия.
Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности. Подготовьте доклад и выступите с ним перед классом. Обсудите с одноклассниками, были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в докладе. Какие выводы они смогли сделать из вашего доклада?
Ответ:
Уважаемые одноклассники!
Сегодня я хочу поговорить о значении Крещения Руси для развития письменности и грамотности на наших землях. Крещение, произошедшее в 988 году, стало важным культурным поворотным пунктом, который открыл двери для новых знаний и идей.
Прежде всего, с принятием христианства на Руси была сформирована система образования, на основе которой начали активно развиваться школы. Важную роль сыграли монастыри, где создавались новые книги и проводились занятия по грамоте. Вводя кириллицу, христиане обеспечили доступ к сакральной литературе и древнегреческим произведениям.
Кроме того, Крещение способствовало распространению письменности в официальных делах и управлении, что повысило уровень грамотности среди знати и духовенства. Появление писцов как новой профессии также увеличило потребность в грамотных людях.
Таким образом, Крещение Руси дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности, что, в свою очередь, способствовало формированию культуры и идентичности нашего народа.
Я предлагаю обсудить, достигли ли я заявленных целей и какие выводы вы, друзья, смогли сделать на основе моего доклада. Спасибо за внимание!
Используя иллюстрации учебника к предыдущим параграфам, сравните миниатюры из летописи с картинами художников XIX—XX вв. (например, на с. 71, 73). В чём их основные различия?
Ответ:
В данном сравнительном анализе миниатюр из летописи и картин художников XIX-XX вв. мы можем выделить несколько ключевых различий.
Во-первых, миниатюры из летописи, как правило, имеют глубоко религиозный характер. Они практически всегда насыщены символикой и изображают представителей церкви, придавая особое значение духовной власти и её роли в обществе. Эти изображения часто акцентируют внимание на важнейших событиях и святых, обрамленных в контекст теологических нарративов.
Во-вторых, картины художников XIX-XX вв. демонстрируют более глубокое и комплексное понимание исторических процессов. Они стремятся к передаче реалий жизни, показывая не только высокие доспехи князей и их окружение, но и народные массы, быт и повседневность. Художники этой эпохи акцентируют внимание на эмоциях героев, их взаимодействиях, что позволяет более полно осознать исторические события.
Таким образом, основное различие между миниатюрами и картинами заключается в их тематике и стиле: первые акцентируют религиозную поддержку власти, тогда как вторые раскрывают человеческие аспекты истории.
Начните заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры Х — начала ХVI в.».
Ответ:
Эта таблица представляет важнейшие памятники русской культуры, которые иллюстрируют развитие архитектуры, литературы и иконописи в России с Х по начало XVI века. Каждый памятник несет в себе историческую и художественную ценность, отражая уникальную атмосферу и стиль своего времени.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.