Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на страницах 222-227 по всеобщей истории древнего мира за 5 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник - §46.
Ответы 2022 года.
Вопросы и ответы:
Объясните значение слов: Марсово поле, Форум, легион.
Ответ:Марсово поле - широкая равнина за стенами города. Здесь собирались граждане для решения важных государственных вопросов.
Форум - главная городская площадь.
Легион - боевая единица в армии Древнего Рима, основная составляющая римской армии.
Проверьте себя.
1. Как происходили выборы консулов в Риме?
2. В чем состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?
3. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?
4. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?
5. Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?
1. Каждый пришедший на выборы получал табличку, на которой должен был писать имя того, за кого он голосовал. После этого он опускал эту табличку в корзинку. Когда голоса были подсчитаны, звучала труба и объявлялись выборы победивших консулов.
2. Оба консула имели равную власть. Они могли набирать солдат в войско, созывать Народное собрание, могли вводить новые законы. При этом, каждый из двух правителей имел равную власть и мог отменять указы другого. Поэтому, прежде чем ввести новый закон или требование, они должны были советоваться друг с другом.
3. В него могли попасть знатные люди: бывшие консулы, трибуны и должностные лица. Они могли входить в состав сената пожизненно. Члены Сената занимались всем, что связано с казной, разработкой планов вооруженных походов, вели переговоры с другими странами. Сенаторы не отчитывались ни перед кем и не несли ответственность.
4. Консул знал, что после того, как пройдет три года, он войдет в состав сената. Если он будет выражать мнение, которое противоречит сенаторам, это может привести к конфликтам.
5. Наказания были строгими: если кто-то проявлял трусость, то после сражения могли казнить каждого десятого солдата. Если часовой засыпал на посту, его забивали камнями насмерть. Поощряли таким образом: если воин отличался в бою, ему дарили почетное оружие и увеличивали долю добычи. Если кто-то первый поднимался на стену крепости, его награждали венком с изображением зубчатой стены.
Опишите рисунок «Построение легиона» (с. 225). Как строился легион перед боем? Как он действовал в бою?
Ответ:Римские воины строились в три линии, состоявших из десяти отрядов. Первая линия – молодые и крепкие юноши призывного возраста. Вторая линия – мужчины постарше, а в третьей линии стояли наиболее мужественные и храбрые воины, иногда довольно пожилые.
В бой вступали воины с легким оружием, после этого – солдаты из первой линии начинали сражаться с противником. Если консул понимал, что им не удается победить, то он отдавал приказ об отступлении первых, и о наступлении воинов из второй линии.
Воины первой линии отступали, а в промежутках между ними вставали новые солдаты. Если и эти воины терпели поражение, то отдавался приказ воинам из третьей линии. Такая тактика оказывала устрашающее влияние на противника, поскольку он думал, что воины отступают, а на самом деле вместо них вырастала новая стена.
Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме. (По учебнику и ресурсам Интернета.)
Ответ:Одежда римлян
Все мужчины носили туники – длинные рубахи без рукавов или с короткими рукавами. Пояс повязывали на ней так, чтобы она не закрывала колени. Для того чтобы защититься от ветра или непогоды, пользовались плащами – паллиумами (отрез мягкой ткани, который набрасывали на плечо и оборачивали вокруг талии), лацернами (широкий плащ с капюшоном).
Богатых от бедных отличало то, что они поверх туники надевали тогу. Право ее носить было только у римских граждан. Тога – отрез шерстяной материи длиной до 6 метров. Причем самостоятельно надеть ее было невозможно.
Женщины носили более длинную тунику с рукавами. Со временем она была заменена на широкую тунику с большим количеством складок. Длина туники могла доходить до ступней, а скреплял ее пояс на талии. Одежда римлянок была яркой и насыщенной. Например, невесты-римлянки одевались в ярко-красных тонах, а голову покрывали оранжевой тканью. Нижним бельем являлась туника с набедренной повязкой.
Гадания в Риме
Римляне обращались к богам по любому важному и волнующему их вопросу. Чтобы понять ответ богов, пользовались услугами гадалок. Гаданиями занимались жрецы-авгуры.
Так, гадали по крикам птиц или по их полетам. Чтобы узнать будущее, слушали крики ворон и сов или же наблюдали за полетом соколов, орлов или коршунов. Также изучали небесные явления (гроза), то, как птицы клевали зерно или наоборот отказывались от него. Гадание по зернам было наиболее актуальным для воинов и военачальников.
Также авгуры гадали по внутренностям животных, именно по печени. Это делали гадатели-гаруспики. Они знали много важных моментов, связанных с гаданием по печени, даже знали то, за что отвечает конкретный участок печени. Верили они и в приметы. Так, например, один из римлян отказался от должности руководителя конницей, поскольку услышал крик птицы в неподходящее время.
Подумайте. В чем преимущество построения легиона в бою сравнительно с македонской фалангой?
Ответ:Римским легионерам не удалось пробить македонскую фалангу при столкновении в лоб. Однако все недостатки были компенсированы дисциплинированностью и маневренностью. Македонской фаланге не хватало именно маневренности и умения быстро перестроиться.
Подведем итоги и сделаем выводы
• Какие предания и легенды древних римлян вам запомнились?
• В чем сходство между устройством Римской республики и Афинского полиса при Перикле? В чем различия (опорные слова: принятие законов, оплата должностей, роль сената)?
• Наиболее известной легендой является миф об основании Рима двумя братьями – Ромулом и Ремом. Братья были рождены весталкой, дочерью царя, которой запрещалось иметь детей. Чтобы их не убили, слуги отнесли корзину с мальчиками на реку, а там их обнаружили пастухи. Мальчики выросли, отняли власть у царя и решили строить новый город – Рим.
Кроме того, мне запомнилась легенда о подвиге Муция. Римский юноша по имени Муций хотел убить вражеского царя, который осаждал Рим. Но его схватили и хотели пытать. Муций сказал, что он не боится мук и самостоятельно положил руку в огонь. Правитель поразился смелости молодого человека и велел его отпустить. После этого осада Рима была снята.
•Принятие законов
В Афинах закон мог выдвинуть любой гражданин. Его в последствии обсуждали на Совете пятисот и после – на Народном собрании.
В Римской республике законы выдвигали лишь консулы, трибуны. Разрабатывать их мог Сенат. Простые граждане не могли выдвигать какие-либо законы, они могли лишь принимать уже разработанные проекты.
Оплата должностей
В Афинах выбирали стратегов, которые отчитывались перед Народным собранием. В Риме избирались консулы. Один консул не мог решать государственные вопросы, этим всегда занимались два человека. Консулы могли возглавлять легионы и собирать их, созывать Народное собрание. Важно: в Риме выборные должности не оплачивались, поэтому чаще всего их занимали богатые люди. В Афинах же за работу платили, поэтому любой мог занять управляющую должность.
Роль сената
В Риме Сенат составляли бывшие консулы, трибуны, те, кто какое-то время занимался управлением государства. В состав сената не производились выборы, они не могли влиять на то, кто войдет в состав сената.
Сенаторы могли представлять республику в переговорах с другими странами, заведовать казной. Представители сената не отчитывались ни перед кем и не несли никакого решения, если их решения оказывались ошибочными.
В Афинах сенаторы не имели такой власти, как в Риме.