Тема 4.

Виды линий

23/04/2025Читать 15 мин

alt

В данном блоке вы узнаете:
- Как распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч;
- Почему ломаная линия не похожа на прямую линию, но её тоже чертят по линейке.
- Сколько прямых и кривых линий можно провести через одну точку, а сколько – через две точки;
- Как измерять отрезки с помощью линейки и чертить отрезки заданной длины.

Простейшие геометрические фигуры нужны, чтобы можно было построить более сложные геометрические фигуры.

П.1. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Луч. Отрезок.

На карте, чтобы показать, где находится данное место, его можно обозначить точкой.
Точка – это самая простая фигура, с помощью которой можно построить остальные фигуры.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если поставить много точек рядом и провести через них ровную линию, то получится прямая линия.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Но удобнее прямую линию начертить по линейке.
Проведи по линейке прямую линию.
Её можно продолжить в обе стороны (вправо и влево).

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Прямая не имеет ни начала, ни конца. Прямая линия – бесконечна.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Через одну точку можно провести много прямых линий (рис.1). А через две точки можно провести только одну прямую линию (рис. 2).

Если линия искривлена, то она называется кривая линия.
Её чертят не по линейке, а от руки.

Кривых линий через две точки можно провести много. Такие линии похожи на волны. Каждая волна имеет свой изгиб и размер. Такие волны называют кривые

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Теперь начертим отрезок.
Поставь в тетради 2 точки. Возьми линейку, положи её, соедини точки по линейке. Точки - концы отрезка. У отрезка есть начало и конец.

Если прямая имеет начало, но не имеет конца, то это луч.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Определи где отрезок, а где луч.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение: 1 – луч; 2 – отрезок; 3 – луч; 4 – отрезок.

П.2. Ломанная линия.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если рядом друг с другом поставить много отрезков, то мы получим ломаную линию. Где отрезки будут называться звенья ломаной линии.
У ломаной линии конец одного отрезка - это начало другого, кроме концов ломаной. Никакие два соседние звена не лежат на одной прямой. Концы каждого звена - это вершины ломаной.
Ломанная линия не похожа на прямую, но её также чертят по линейке.

Ломаные линии могут быть незамкнутыми и замкнутыми.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Определи где замкнутая, а где не замкнутая ломанная линия.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Ответ: 1) замкнутая; 2) незамкнутая; 3) незамкнутая.

П 3. Длина отрезка. Длина ломанной.

Для измерения длины используют мерку, которая называется сантиметр (обозначается см).

Для измерения отрезков используют линейку.


На линейке отмечены штрихи (деления), которые разбивают её на равные части. Большие штрихи (деления), которые обозначены числами, обозначают единицу измерения длины – сантиметр.
На линейке числа расставлены по порядку.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Чтобы измерить длину отрезка необходимо положить линейку нулём к началу отрезка. Теперь линейку совместим с концом отрезка. Число на линейке, которое совпадает с концом отрезка и будет показывать длину отрезка.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Длина отрезка равна 4 см.

Теперь научимся строить отрезок заданной длины.
Построим отрезок длиной 6 см.

У отрезка есть начало и конец.
Начало отрезка должно совпадать с точкой 0 на циферблате линейки.
Прикладываем линейку и отмечаем начало нашего отрезка.
Ставим точку над 0.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Конец отрезка должен быть равен длине нашего отрезка. Поэтому вторую точку мы ставим над числом 6.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Теперь соединим эти точки. Главное не двигать линейку.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Получили отрезок равный 6 см.

Заметим, два отрезка равны, если их длины равны.

Чтобы найти длину ломаной линии нужно измерить длину каждого звена-отрезка и найти их сумму.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

1 см + 2 см + 2 см = 5 см
Длина ломанной равна 5 см.

Рассмотрим задание. Определи длину отрезков.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение: 3 см – длина красного отрезка;
5 см – длина зелёного отрезка;
2 см – длина синего отрезка.