Тема 2.

Сравнение групп предметов. Знаки сравнения в 1 классе

22/04/2025Читать 15 мин

alt

В данном блоке вы узнаете:
- Как отвечать на вопросы «Больше?», «Меньше?», «Столько же?»;
- Какими знаками в математике обозначают слова: больше, меньше, равно;
- Как определить, на сколько «… больше, чем …», «… меньше, чем …»;
- Как разными способами определить какой предмет длиннее, какой короче.

Часто нам приходится сравнивать предметы по количеству, по длине, по ширине. С помощью этого мы можем определить, чем предметы отличаются друг от друга.

П. 1. Столько же. Больше. Меньше.

Группы предметов можно сравнивать и определять где больше, меньше или столько же (равно).

Две группы предметов можно сравнивать по количеству. В одной группе может быть больше предметов, в другой меньше или же их равное количество (столько же).

На примерах разберёмся, чего больше, чего меньше, а чего столько же?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Яблок столько же сколько и лимонов, а лимонов столько же сколько и яблок.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Яблок больше, чем лимонов. Лимонов меньше, чем яблок.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Яблок меньше, чем лимонов. Лимонов больше, чем яблок.

П. 2. Знаки сравнения.

На письме результаты сравнения можно записать математическими знаками.

Слово «больше» в математике заменяют знаком >.
Синих вёдер больше, чем красных.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Кружков меньше, чем квадратов.
Слово «меньше» в математике заменяют знаком <.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если носик галочки смотри налево, то это знак меньше (<).
Если носик галочки смотрит направо, то это знак больше (>).

Слово «столько же» или «равно» в математике заменяют знаком =.
Жёлтых листьев столько же сколько и зелёных.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Знак равно (=) в математике пишется между двумя одинаковыми по количеству предметами.

П. 3. На сколько больше? На сколько меньше?

Кроме сравнения предметов, также можно определить на сколько каких предметов больше или на сколько меньше.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На этой картинке видим, что ёжиков и черепашек равное количество.
Ёжиков и черепашек поровну.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На картинке видно, что груш больше, чем яблок.
Груш больше, чем яблок на 2.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На картинке видно, что кубиков меньше, чем шариков.
Кубиков меньше, чем шариков на 3.

Если в двух группах разное число предметов, то их можно уравнять, сделать равными.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На рисунке красных мячиков больше, чем жёлтых мячиков на 2. Нужно сделать, чтобы красных и жёлтых мячиков было поровну.

Это можно сделать 2 способами:

1 способ.
Можно к жёлтым мячикам добавить ещё 2 мячика. Теперь красных мячиков столько же сколько и жёлтых мячиков.
6 красных мячиков и 6 жёлтых мячиков.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

2 способ.
Можно 2 красных мячика убрать. Теперь красных мячиков и жёлтых мячиков поровну.
4 красных мячика и 4 жёлтых мячика.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1


П.4. Длиннее, короче, одинаковые по длине.

Сейчас мы научимся сравнивать предметы: какой предмет короче, а какой длиннее.

Для этого существует несколько способов.

Первый способ: Сравнение предметов на глаз.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Видно, что оранжевый ремень короче жёлтого, а жёлтый ремень длиннее оранжевого.
В данном случае мы просто видим. Мы ничего не измеряли.
Определили на глаз.

Второй способ: Сравнение предметов с помощью наложения.
Рассмотрим два карандаша.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Как определить, какой карандаш короче, синий или красный?
На глаз определить это сложно.
Для этого можно взять карандаши и наложить их друг на друга. И сразу станет видно какой карандаш длиннее, а какой короче.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Синий карандаш длиннее красного.
Красный карандаш короче синего.

Третий способ: Сравнение предметов с помощью измерения.

Бывают случаи, когда нужно сравнить предметы, которые нельзя взять в руки.
Рассмотрим две полоски. Они нарисованы.
Их не получится сравнить на глаз и наложить друг на друга.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

В данном случае, чтобы сравнить предметы по длине, их нужно измерить.
Нам понадобиться линейка.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

По делениям на линейке мы определим, какая полоска длиннее, а какая короче.
Красная полоска длиннее синей полоски.
Синяя полоска короче красной полоски.

Если предметы при наложении друг на друга совпадают или при измерении линейкой у них совпадают деления, то такие предметы называют одинаковые по длине.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Иногда нам приходится сравнивать предметы по их ширине. Это можно сделать также, как и сравнение по длине.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Жёлтый ремень шире оранжевого ремня.
Оранжевый ремень уже жёлтого ремня.

Рассмотрим задание. Сравните отрезки: какой отрезок самый длинный? самый короткий? Какие одинаковой длины?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:
Розовый отрезок самый длинный.
Синий отрезок самый короткий.
Зелёный и оранжевые отрезки одинаковый длины (равны).