Тема 8.

Сложение.

24/04/2025Читать 15 мин

alt

В данном блоке вы узнаете:
- Название арифметического действия сложение;
- Название чисел при сложении;
- Свойство сложения и его применение;
- Как связаны между собой сумма и каждое слагаемое;
- Как прибавить одно число к другому.

Сложение – арифметическое действие, с помощью которого из двух или нескольких чисел получают новое число, которое содержит столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.

Чтобы показать, что число предметов увеличилось, используют знак «плюс» (+).

Числовое выражение – это математическая запись, в которой используются числа и знаки арифметических действий.

П. 1. Знаки больше, меньше и равно.

Рассмотрим ряд чисел. Числа идут по порядку, как при счёте.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Цыплёнок стоит на числе 1, потом подвинулся вправо ещё на 1 число.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Теперь он будет стоять на числе 2.
К одному добавить один получится два.

Это можно записать так: 1 + 1 = 2

Чтобы показать, что число предметов увеличилось, используют знак «плюс» (+). Результат записывают с помощью знака «равно» (=).

Когда прибавляем, становится больше.

Числа при сложении называются слагаемыми.
Число, которое получается при сложении – это результат сложения или сумма.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Первое слагаемое - 5.
Второе слагаемое – 1.
Число 6 – это результат сложения или сумма.
Выражение 5 + 1 – это тоже сумма.

Прочитаем выражение 5 + 1 = 6, используя слова слагаемое и сумма.
Первое слагаемое пять, второе слагаемое один, сумма равна шести или сумма чисел пять и один равно шесть.

С помощью числового отрезка найдем значение суммы чисел 6 и 2.
Движение начнем с числа 6. Двигаемся вправо. Чтобы узнать сумму, нужно сделать два шага от числа 6 и остановимся на числе 8.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

6 + 2 = 8 – сумма чисел шесть и два равно восемь.

Рассмотрим две схемы.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

В первой схеме 2 круга и 4 квадрата, всего 6 фигур. 2 + 4 = 6
Во второй схеме 4 круга и 2 квадрата, всего 6 фигур. 4 + 2 = 6

Мы видим, что слагаемые поменялись местами, но результат сложения не изменился.

Сделаем вывод.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Теперь разберём как связаны между собой слагаемые и сумма?

Рассмотрим схему.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

4 + 3 = 7
4 – первое слагаемое;
3 – второе слагаемое;
7 – сумма.

Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое.
7 – 4 = 3

Если из суммы вычесть второе слагаемое, то получим первое слагаемое.
7 – 3 = 4

Закончим предложение.
Если 5 + 3 = 8, то
8 – 5 = 3
8 – 3 = 5

Рассмотрим задание 1. У Оли было две конфетки, ещё одну конфетку дала ей мама. Сколько стало у неё конфеток?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:
2 + 1 = 3 (конфет) – стало.
Ответ: 3 конфеты.

Рассмотрим задание 2.. Запишите в виде примера: «Сумма чисел три и один равно четыре».

Решение: 3 + 1 = 4.

Рассмотрим задание 3. Вместо знака □ вставь пропущенное число.

7 + 2 = □ + 7
□ + 4 = 4 + 3
9 + 1 = 1 + □
5 + □ = 3 + 5

Решение:
7 + 2 = 2 + 7
3 + 4 = 4 + 3
9 + 1 = 1 + 9
5 + 3 = 3 + 5

Рассмотрим задание 4. В пенале было 8 карандашей. Саша взял 5 карандашей, чтобы разукрасить картинку. Сколько карандашей осталось в пенале?

Решение:

5 + ? = 8
8 – это сумма;
5 – известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

В коробке осталось:
8 – 5 = 3 (карандаша).
Ответ: 3 карандаша.

П. 2. Сложение вида □ + 1 и □ + 2.

На ветке сидело 3 птички, после подлетела ещё одна птичка. Теперь птичек на ветке 4.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

3 + 1 = 4 – три прибавить один равно четыре.
Если к числу прибавить один, то получим следующее за ним число при счете.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На доске был нарисован отрезок длиной 4 см. К доске подошла Катя и к данному отрезу дорисовала 1 см, а после Лена дорисовала ещё 1 см. Чему равна длина получившегося отрезка?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Длина получившегося отрезка равна 6 см.

4 + 1 + 1 = 6
4 + 2 = 6
4 + 1 = 5
4 + 1 = 5
5 + 1 = 6
5 + 1 = 6

В итоге к отрезку добавили 2 см, значит прибавили 2.
Чтобы к числу прибавить 2, нужно к числу сначала прибавить 1, потом ещё 1.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Соедини карточку и выражение. Закончи выражения.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

П.3. Сложение вида □ + 3, □ + 4.

Вспомним, что 3 - это 2 да 1.
2 + 1 = 3 – сумма чисел два и один равно три.
1 + 2 = 3 – сумма чисел один и два равно три.

У Коли было 4 конфеты. 2 конфеты дала ему мама и ещё 1 конфету папа. Сколько всего у него стало конфет?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Всего Коли дали 3 конфеты.
Нам нужно к четырём прибавить три.

Это можно сделать несколькими способами.

Сначала можно прибавить 2 конфеты, которые дала мама, а потом одну конфету, которую дал папа.
4 + 2 + 1 = 6 + 1 = 7 (конфет)

Также можно сначала прибавить один, а затем два.
4 + 1 + 2 = 5 + 2 = 7 (конфет)

Число 3 можно прибавлять частями:
- сначала к числу прибавить 2, а потом ещё 1;
- сначала к числу прибавить 1, а потом ещё 2.

Выполним сложение: 7 + 3.

7 + 3
7 + 2 = 9
9 + 1 = 10 7 + 3
7 + 1 = 8
8 + 2 = 10

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На столе лежало 3 яблока. Позже доложили ещё 4 яблока. Сколько теперь лежит яблок на столе?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Чтобы узнать, сколько всего яблок лежит на столе, нужно к 3 добавить 4. Будем складывать разными способами по частям.

Вспомним, что 4 - это 2 да 2,
4 - это 1 да 3.
4 – это 3 да 1.

1 способ вычисления.
Сначала к 3 прибавим 2, получим 5. А теперь к 5 прибавим ещё 2, получим 7.

3 + 4 = 3 + 2 + 2 = 5 + 2 = 7 (яблок).

2 способ вычисления.
Сначала к 3 прибавим 1, получим 4. А теперь к 4 прибавим ещё 3, получим 7.

3 + 4 = 3 + 1 + 3 = 4 + 3 = 7 (яблок).

3 способ вычисления.
Сначала к 3 прибавим 3, получим 6. А теперь к 6 прибавим ещё 1, получим 7.

3 + 4 = 3 + 3 + 1 = 6 + 1 = 7 (яблок).

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1
Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 1. Было

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Стало на 3 больше.
Сколько стало шариков?

Решение:
5 + 3 = 5 + 2 + 1 = 7 + 1 = 8 (шариков) - стало.
Ответ: 8 шариков.

Рассмотрим задание 2. Вычислите:

5 + 2 + 1
2 + 2 + 1
4 + 3
5 + 3 + 1
2 + 2 + 2
4 + 4

Решение:
5 + 2 + 1 = 7 + 1 = 8
2 + 2 + 1 = 4 + 1 = 5
4 + 3 = 7
5 + 3 + 1 = 8 + 1 = 9
2 + 2 + 2 = 4 + 2 = 6
4 + 4 = 8

П.4. Табличное сложение.

Рассмотрим, как можно разными способами прибавить число 5 по частям.

Пример: 3 + 5.

1 способ. Вспомним, что 5 – это 3 + 2 или 2 + 3.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Значит, к 3 вначале можно прибавить 3, а потом прибавить ещё 2.
3 + 5 = 3 + 3 + 2 = 6 + 2 = 8

Или, к 3 вначале можно прибавить 2, а потом прибавить ещё 3.
3 + 5 = 3 + 2 + 3 = 5 + 3 = 8

Короче можно записать так:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

2 способ. Вспомним, что 5 – это 4 + 1 или 1 + 4.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Значит, к 3 вначале можно прибавить 4, а потом прибавить ещё 1.
3 + 5 = 3 + 4 + 1 = 7 + 1 = 8

Или, к 3 вначале можно прибавить 1, а потом прибавить ещё 4.
3 + 5 = 3 + 1 + 4 = 4 + 4 = 8

Короче можно записать так:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Аналогично прибавляем числа 6, 7, 8, 9.

В итоге получим таблицу сложения, которую необходимо запомнить.

Таблица сложения до 10.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Пояснение: покажем на примере как пользоваться таблицей сложения.

По таблице узнаем сколько будет 2 + 7.
Соединяем числа 2 и 7 или 7 и 2 и получим ответ 9.
Значит, 2 + 7 = 9.

Рассмотрим задание 1.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 2. Света выучила 3 стихотворения, а Таня — на 5 больше. Сколько стихотворений выучила Таня? Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

3 + 5 = 3 + 2 + 3 = 5 + 3 = 8 (стихотворений) – выучила Таня.
Ответ: 8 стихотворений.

Рассмотрим задание 3. По какому правилу составлены примеры в столбике? Запиши ещё 2 примера. Вычисли.

2 + 1 + 7
2 + 2 + 6
2 + 3 + 5

Решение: Первое слагаемое остаётся неизменным. Второе слагаемое увеличивается на 1, а третье слагаемое уменьшается на 1.

2 + 1 + 7 = 3 + 7 = 10
2 + 2 + 6 = 4 + 6 = 10
2 + 3 + 5 = 5 + 5 = 10
2 + 4 + 4 = 6 + 4 = 10
2 + 5 + 3 = 8 + 3 = 10

П.5. Вычисление вида 10 + □. Счёт десятками.

Lorem Ipsum - это текст-"рыба", часто используемый в печати и вэб-дизайне. Lorem Ipsum является стандартной "рыбой" для текстов на латинице с начала XVI века.

В то время некий безымянный печатник создал большую коллекцию размеров и форм шрифтов, используя Lorem Ipsum для распечатки образцов. Lorem Ipsum не только успешно пережил без заметных изменений пять веков, но и перешагнул в электронный дизайн. Его популяризации в новое время послужили публикация листов Letraset с образцами Lorem Ipsum в 60-х годах и, в более недавнее время, программы электронной вёрстки типа Aldus PageMaker, в шаблонах которых используется Lorem Ipsum.

Заключение

В это статье мы узнали:

Lorem Ipsum - это текст-"рыба", часто используемый в печати и вэб-дизайне. Lorem Ipsum является стандартной "рыбой" для текстов на латинице с начала XVI века.

В то время некий безымянный печатник создал большую коллекцию размеров и форм шрифтов, используя Lorem Ipsum для распечатки образцов. Lorem Ipsum не только успешно пережил без заметных изменений пять веков, но и перешагнул в электронный дизайн. Его популяризации в новое время послужили публикация листов Letraset с образцами Lorem Ipsum в 60-х годах и, в более недавнее время, программы электронной вёрстки типа Aldus PageMaker, в шаблонах которых используется Lorem Ipsum.