Подготовка к изучению чисел в 1 классе
16/04/2025Читать 15 мин
![]()
В данном блоке вы узнаете:
- Как правильно считать и отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?;
- Как определять, что было раньше, что позже, какой предмет длиннее, какой короче;
- Как определять расположение предметов (вверху или внизу, слева или справа).
Количественный счёт – это определение количества предметов, с помощью него можно ответить на вопрос «сколько?».
Порядковый счёт – это определение места предмета среди других.
Счёт предметов
Рассмотрим картинку.

Сколько зайцев на рисунке? – Пять.
У какого по счёту зайца в руке помидор? – У четвёртого.
Когда мы задаём вопрос «Сколько?», то мы узнаём количество предметов.

Сколько ёжиков? – Три ёжика.
Сколько грибочков? – Пять грибочков.
Сколько яблок? – Два яблока.
Результат счёта не зависит от порядка счёта.
Когда мы задаём вопрос «Который?», то мы узнаём, какой этот предмет по порядку.

Сосчитаем по порядку квадраты:
Первый – красный квадрат;
Второй – зелёный квадрат;
Третий – жёлтый квадрат;
Четвёртый – фиолетовый квадрат;
Пятый – оранжевый квадрат;
Шестой – синий квадрат;
Седьмой – розовый квадрат.
При ответе на вопрос: «Который?», нужно знать, откуда начинают счет.
Если считать от красного квадрата, то жёлтый квадрат третий по счёту.
А если считать от розового квадрата, то жёлтый квадрат пятый по счёту.
Сосчитаем числа от одного до десяти:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять) - это прямой счёт.
Попробуем сосчитать в обратном направлении:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 (десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один) - это обратный счёт.
Считать числа и предметы можно в любом порядке, но нельзя их пропускать при счёте.
Рассмотрим задание.

Какие по счёту места заняты? Сколько всего мест занято?
Решение: первый; второй; четвёртый; шестой; седьмой; восьмой места заняты.
Занято шесть мест.
Вверху и Внизу. Слева и Справа. Перед и за.
Чтобы узнать нахождение предмета используют специальные слова: вверху и внизу, слева и справа, перед и за.

Рассмотрим рисунок.
Котёнок вверху, а собачка внизу.
Котёнок слева, а собачка справа.

Вишня находится слева, яблоки справа, а цветок между вишней и яблоками.
Пояснение: Мы описываем картинки с учетом ваших рук. Вишня – слева и яблоки – справа это от вашей руки.

Опишем картинку, отвечая на вопросы: Кто за кем? Кто между кем? Кто последний? Кто первый?
Животные идут вправо.
Цыплёнок перед Лягушонком.
Лягушонок за Цыплёнком и он перед Ёжиком.
Лягушонок между Ёжиком и Цыплёнком.
Ёжик за Лягушонком.
Ёжик последний, Цыплёнок первый, а Лягушонок посередине.
Рассмотрим задание.
Какое число при счёте называют перед числом шесть?
Какое число при счёте называют после числа два?
Какое число при счёте называют между числами семь и девять?
Решение:
При счёте перед числом шесть называют число пять.
При счёте после числа два называют число три.
При счёте между числами семь и девять называют число восемь.
П.3. Раньше и позже. Сначала и потом.
Для определения, когда произошло то или иное событие употребляются слова: раньше и позже, сначала и потом.
Вспомним сказку про три поросёнка.
Какой из домиков был построен раньше, какой позже?

Раньше всех построил дом Ниф-Ниф из соломы. После построил дом Нуф-Нуф из веток, а позже всех Наф-Наф из камней и глины.

Рассмотрим какие помидоры сначала цветом, а какие потом.
Сначала помидоры зелёного цвета, потом помидоры становятся красного цвета.
Рассмотрим задание 1. Какие времена года наступают после зимы?
Решение: За зимой следует весна, за весной – лето, за летом – осень, а за осенью – зима.
Рассмотрим задание 2. Что находится в правом верхнем углу? В нижнем левом углу?

Решение: В правом верхнем углу – грибы; в нижнем левом – цветок.