Тема 3.

Числа и цифры. Нумерация в 1 классе

22/04/2025Читать 15 мин

alt

В данном блоке вы узнаете:
- Как писать числа от 0 до 10;
- Как соотносить цифру и число;
- Как можно получить в ряду чисел при счёте каждое следующее число из предыдущего;
- Особенности числа 0.

Нумерация - это способ записи чисел. Для записи чисел используются цифры. Всего десять цифр - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.
С помощью чисел можно считать, сравнивать, решать примеры и многое другое.

Состав числа – это слагаемые, которые в сумме дают это число.

П. 1. Много. Один. Число 1. Цифра 1.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим картинку.
Слева в стаканчике много карандашей, а справа лежит один карандаш.
Много больше, чем один.

Число один – это первое число при счёте, оно обозначает количество предметов равное одному.
Цифра – это значок для обозначения количества предметов.
Число один можно записать цифрой 1.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1
Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На каждой картинке изображён ОДИН предмет.
Одна птичка, одна собачка, один кубик.

В числовом ряду число один стоит первым. Это начало натурального ряда чисел.

На часах число 1 обозначает 1 час.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Определите где много, а где один.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение: Один мишка; много грибов; много котят; один барашек.

П.2. Цифра и число 2

При счёте за числом один сразу следует число два.

Число два можно записать цифрой 2.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число два относительно числа один называется следующим числом. Число один относительно числа два будет называться предыдущим числом.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Стоял один кубик. На него положили ещё один кубик. Теперь стоят два кубика.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если к одному добавить ещё один, то получится число два.
Записать это можно так: 1 + 1 = 2.

Два – это один да один. На схеме это можно изобразить так.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Про два предмета ещё говорят «пара». Например, пара варежек, пара носков.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На лугу паслись два барашка. Один барашек ушёл. Остался один барашек.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На схеме это можно изобразить так:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Из двух вычесть один получается один. Записать это можно так: 2 - 1 = 1. На часах число 2 обозначает 2 часа.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Определите, что у человека одно, а что два.

_____ глаза; _____ рот; _______ руки; _______ уха; ______ голова.

Решение: Два глаза; один рот; две руки; два уха; одна голова.

П.3. Цифра и число 3.

После числа два при счёте следует число три.

Число три можно записать цифрой 3.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число три относительно числа два называют следующим числом.
Число два относительно числа три называют предыдущим числом.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если количество предметов три, то это можно изобразить на схеме тремя фигурами:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Три квадрата; три круга; три треугольника.
На ветке сидела одна птичка. К ней прилетели ещё две птички. Теперь на ветке сидят три птички.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если к одному добавить два, то получится число три.
Записать это можно так: 1 + 2 = 3.

Также если к двум добавить один, тоже получим число три.
Записать это можно так: 2 + 1 = 3.

Теперь знаем, что три – это два и один. Три – это один да два.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Состав числа три:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На земле лежало три яблока. Одно яблоко забрал ежик. Теперь на земле осталось лежать два яблока.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Если из трёх вычесть один получается два.
Записать это можно так: 3 - 1 = 2.

Сделаем вывод. Число три больше, чем число два на один.

Также, если из трёх вычесть два получается один.
Записать это можно так: 3 - 2 = 1.
Число три больше, чем число один на два.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Соотнесите число с количеством.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

П.4. Цифра и число 4.

Число четыре – это число натурального ряда, которое обозначает количество предметов равное четырём.
Число четыре можно записать цифрой 4.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число четыре относительно числа три называют следующим числом.
Число три относительно числа четыре называют предыдущим числом.

1 2 3 4

К трём прибавить один, получится четыре.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Записать это можно так: 3 + 1 = 4. Также число 4 можно записать в виде:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Состав числа четыре:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим картинку и определим, чего больше и на сколько.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Зелёных мячей – 4, а жёлтых мячей – 3.
Зелёных мячей больше.
Сколько нужно добавить ещё жёлтых мячей, чтобы их стало поровну? Нужно добавить один жёлтый мячик.

Сделаем вывод:
Число четыре больше, чем число три на один.
Записать это можно так: 4 - 1 = 3.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Также если из четырёх вычесть три получится один.
Записать это можно так: 4 - 3 = 1.
Значит, четыре больше, чем число один на три.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 1. Выбери для каждого рисунка подходящую запись.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 2. Выбери для каждой схемы подходящую запись.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

П.5. Цифра и число 5.

К четырём грушам добавили ещё одну грушу. Теперь пять груш.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число пять можно записать цифрой 5.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число пять относительно числа четыре называется следующим числом.
Число четыре относительно числа пять будет называться предыдущим числом.

1 2 3 4 5

Число 5 можно представить в виде:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Так будет выглядеть состав числа 5:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На цветке сидело 5 бабочек, одна бабочка улетела. Осталось 4 бабочки.
На схеме это можно изобразить так:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Значит, пять минус один равно четыре.

Также:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание. Какое число больше: 5 или 3? На сколько?
Какое число больше 4 или 5? На сколько?

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число пять больше, чем число три на два.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число пять больше, чем число четыре на один.

П.6. Число и цифра 6. Число и цифра 7.

Если изображённых предметов шесть, то можно изобразить на схеме шесть фигур. Если к шести фигурам добавить ещё одну фигуру, то получится семь фигур.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На картинке изображено шесть кружков и семь квадратов.
Число шесть можно записать цифрой 6. Число семь – цифрой 7.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число шесть относительно числа пять называют следующим числом.
Число пять относительно числа шесть называют предыдущим числом.

Число семь относительно числа шесть называют следующим числом.
Число шесть относительно числа семь называют предыдущим числом.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Изобразим состав числа 6 и числа 7.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На столе стояло семь блюдев и шесть чашек с чаем. Чего больше, чего меньше на сколько?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

По рисунку видно, что блюдец больше, чем чашек на 1.
Также, чашек меньше, чем блюдец на 1.

Вывод: Если из семи вычесть шесть получается один.
7 – 6 = 1

Рассмотрим задание. Вставь пропущенные числа.

7 - □ = 6
□ + 2 = 7
5 + 1 = □
6 - □ = 4
6 - □ = 5
□ + 2 = 6
6 + 1 = □
7 - □ = 5

Решение:

7 – 1 = 6
5 + 2 = 7
5 + 1 = 6
6 – 2 = 4
6 – 1 = 5
4 + 2 = 6
6 + 1 = 7
7 – 2 = 5

П.7. Число и цифра 8. Число и цифра 9.

В числовом ряду после числа семь стоит число восемь, а за ним число девять.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Число восемь можно записать цифрой 8. Число девять – цифрой 9.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На схеме изображено 8 треугольников и 9 квадратов.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Видно, что квадратов больше, чем треугольников на один, значит число девять больше, чем число восемь на один.

Сделаем вывод:
Если к восьми прибавить 1, то получится 9.
Если из девяти вычесть 1, то получится 8.

8 + 1 = 9
9 – 1 = 8

Изобразим состав числа 8 и числа 9.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 1. Расставь числа от 1 до 9 от меньшего к большему и от большего к меньшему.

Решение:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – от меньшего к большему.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – от большего к меньшему.

Рассмотрим задание 2. Составь выражения по рисункам:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 3. Собери из монет число 8.

Решение:

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

П.8. Число и цифра 0. Число 10.

На ветке висело 3 листочка, после все листочки опали. Теперь на ветке листочков нет.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Когда предметов нет, то говорят «нуль предметов».

Число нуль (говорят также ноль) записывают цифрой 0.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Ноль стоит перед числом 1 и называется предшествующим числом.

Особенности числа 0.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

На первой тарелке 4 пирожка, а на второй тарелке пирожков нет или 0 пирожков. Вместе на обоих тарелках будет 4 пирожка.
Значит, 4 + 0 = 4 или 0 + 4 = 4.

Сделаем вывод: При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.

На столе лежало 5 апельсинов. Катя решила съесть апельсин, но потом передумала и ушла. Сколько осталось апельсинов на столе?

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Так как Катя передумала есть апельсин, значит она не съела ни одного апельсина, то есть она съела 0 апельсинов. В итоге, на столе так и осталось 5 апельсинов.
Значит, 5 – 0 = 5.

Сделаем вывод: При вычитании из любого числа нуля получается то же самое число.

Если к цифре 1 подписать цифру 0, то получим число десять.
Число десять обозначается двумя цифрами: 1 и 0.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Каждая цифра пишется в отдельной клетке.

Число десять в числовом ряду стоит после числа девять и называется следующим числом.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Чтобы получить число десять нужно к девяти прибавить один.
9 + 1 = 10

Состав числа 10.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 1. Вставь пропущенные числа.
6 - □ = 6
□ + 10 = 10
8 - 8 = □
7 + □ = 7
□ - 0 = 9
6 + 0 = □

Решение:
6 – 0 = 6
0 + 10 = 10
8 – 8 = 0
7 + 0 = 7
9 – 0 = 9
6 + 0 = 6

Рассмотрим задание 2. Реши задачу.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

У кого из них больше монет и на сколько? У кого из них больше рублей и на сколько?

Решение:

У Вити две монеты и в сумме 10 рублей.
У Вовы три монеты и в сумме 9 рублей.

У Вовы больше монет, чем у Вити на 1 монету.
3 – 2 = 1

У Вити больше рублей, чем у Вовы на 1 рубль.
10 – 9 = 1

П.9. Числа от 11 до 20.

Числа от 1 до 10 - это числа первого десятка.
Числа второго десятка - это числа от 11 до 20. Они состоят из десятка и единиц.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

10 ед. – это 1 дес.
Десять единиц составляют один десяток.

Если к десятку прибавить ещё одну палочку, то получим число одиннадцать.

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся чисел. Слово «одиннадцать» состоит из частей «один», «на», «дцать».
Число одиннадцать изначально получилось, как «один на десяте», это означает «на один больше, чем десять», т. е. один плюс к десяти.
По истечению времени слово "десяте" преобразовалось в "дцать". Словом «дцать» в старину называли число 10.
Подобным образом образовались числа до девятнадцати:
двенадцать (10 + 2), тринадцать (10 + 3) и так далее.
Слово «двадцать» состоит из «два» и «дцать» - это означает два раза по десять. (1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20).

Подготовка к изучению чисел в 1 классе, задание 1

Рассмотрим задание 1. Сравни числа.

16 и 15
12 и 14
10 + 2 и 12
19 и 11
17 и 13
4 + 10 и 15
18 и 20
20 и 11
17 и 10 + 3

Решение:

16 >15
12 < 14
19 > 11
17 > 13
18 < 20
20 > 11

10 + 2 = 12
12 = 12

4 + 10 < 15
14 < 15

17 > 10 + 3
17 > 13

Рассмотрим задание 2. Вместо □ вставь пропущенные числа.

1 дес. □ ед. = 15
1 дес. 8 ед. = □8
□ дес. □ ед. = 12
2 дес. 0 ед. = □

Решение.
1 дес. 5 ед. = 15
1 дес. 8 ед. = 18
1 дес. 2 ед. = 12
2 дес. 0 ед. = 20