Числа и цифры. Нумерация в 1 классе
22/04/2025Читать 15 мин
![]()
В данном блоке вы узнаете:
- Как писать числа от 0 до 10;
- Как соотносить цифру и число;
- Как можно получить в ряду чисел при счёте каждое следующее число из предыдущего;
- Особенности числа 0.
Нумерация - это способ записи чисел. Для записи чисел используются цифры. Всего десять цифр - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.
С помощью чисел можно считать, сравнивать, решать примеры и многое другое.
Состав числа – это слагаемые, которые в сумме дают это число.
П. 1. Много. Один. Число 1. Цифра 1.

Рассмотрим картинку.
Слева в стаканчике много карандашей, а справа лежит один карандаш.
Много больше, чем один.
Число один – это первое число при счёте, оно обозначает количество предметов равное одному.
Цифра – это значок для обозначения количества предметов.
Число один можно записать цифрой 1.


На каждой картинке изображён ОДИН предмет.
Одна птичка, одна собачка, один кубик.
В числовом ряду число один стоит первым. Это начало натурального ряда чисел.
На часах число 1 обозначает 1 час.

Рассмотрим задание. Определите где много, а где один.

Решение: Один мишка; много грибов; много котят; один барашек.
П.2. Цифра и число 2
При счёте за числом один сразу следует число два.
Число два можно записать цифрой 2.

Число два относительно числа один называется следующим числом.
Число один относительно числа два будет называться предыдущим числом.

Стоял один кубик. На него положили ещё один кубик. Теперь стоят два кубика.

Если к одному добавить ещё один, то получится число два.
Записать это можно так: 1 + 1 = 2.
Два – это один да один. На схеме это можно изобразить так.

Про два предмета ещё говорят «пара». Например, пара варежек, пара носков.

На лугу паслись два барашка. Один барашек ушёл. Остался один барашек.

На схеме это можно изобразить так:

Из двух вычесть один получается один.
Записать это можно так: 2 - 1 = 1.
На часах число 2 обозначает 2 часа.

Рассмотрим задание. Определите, что у человека одно, а что два.
_____ глаза; _____ рот; _______ руки; _______ уха; ______ голова.
Решение: Два глаза; один рот; две руки; два уха; одна голова.
П.3. Цифра и число 3.
После числа два при счёте следует число три.
Число три можно записать цифрой 3.

Число три относительно числа два называют следующим числом.
Число два относительно числа три называют предыдущим числом.

Если количество предметов три, то это можно изобразить на схеме тремя фигурами:

Три квадрата; три круга; три треугольника.
На ветке сидела одна птичка. К ней прилетели ещё две птички. Теперь на ветке сидят три птички.

Если к одному добавить два, то получится число три.
Записать это можно так: 1 + 2 = 3.
Также если к двум добавить один, тоже получим число три.
Записать это можно так: 2 + 1 = 3.
Теперь знаем, что три – это два и один. Три – это один да два.

Состав числа три:

На земле лежало три яблока. Одно яблоко забрал ежик. Теперь на земле осталось лежать два яблока.

Если из трёх вычесть один получается два.
Записать это можно так: 3 - 1 = 2.
Сделаем вывод. Число три больше, чем число два на один.
Также, если из трёх вычесть два получается один.
Записать это можно так: 3 - 2 = 1.
Число три больше, чем число один на два.

Рассмотрим задание. Соотнесите число с количеством.

Решение:

П.4. Цифра и число 4.
Число четыре – это число натурального ряда, которое обозначает количество предметов равное четырём.
Число четыре можно записать цифрой 4.

Число четыре относительно числа три называют следующим числом.
Число три относительно числа четыре называют предыдущим числом.
1 2 3 4
К трём прибавить один, получится четыре.

Записать это можно так: 3 + 1 = 4.
Также число 4 можно записать в виде:

Состав числа четыре:

Рассмотрим картинку и определим, чего больше и на сколько.

Зелёных мячей – 4, а жёлтых мячей – 3.
Зелёных мячей больше.
Сколько нужно добавить ещё жёлтых мячей, чтобы их стало поровну? Нужно добавить один жёлтый мячик.
Сделаем вывод:
Число четыре больше, чем число три на один.
Записать это можно так: 4 - 1 = 3.

Также если из четырёх вычесть три получится один.
Записать это можно так: 4 - 3 = 1.
Значит, четыре больше, чем число один на три.

Рассмотрим задание 1. Выбери для каждого рисунка подходящую запись.

Решение:

Рассмотрим задание 2. Выбери для каждой схемы подходящую запись.

Решение:

П.5. Цифра и число 5.
К четырём грушам добавили ещё одну грушу. Теперь пять груш.

Число пять можно записать цифрой 5.

Число пять относительно числа четыре называется следующим числом.
Число четыре относительно числа пять будет называться предыдущим числом.
1 2 3 4 5
Число 5 можно представить в виде:

Так будет выглядеть состав числа 5:

На цветке сидело 5 бабочек, одна бабочка улетела. Осталось 4 бабочки.
На схеме это можно изобразить так:

Значит, пять минус один равно четыре.
Также:

Рассмотрим задание. Какое число больше: 5 или 3? На сколько?
Какое число больше 4 или 5? На сколько?
Решение:

Число пять больше, чем число три на два.

Число пять больше, чем число четыре на один.
П.6. Число и цифра 6. Число и цифра 7.
Если изображённых предметов шесть, то можно изобразить на схеме шесть фигур. Если к шести фигурам добавить ещё одну фигуру, то получится семь фигур.

На картинке изображено шесть кружков и семь квадратов.
Число шесть можно записать цифрой 6. Число семь – цифрой 7.

Число шесть относительно числа пять называют следующим числом.
Число пять относительно числа шесть называют предыдущим числом.
Число семь относительно числа шесть называют следующим числом.
Число шесть относительно числа семь называют предыдущим числом.

Изобразим состав числа 6 и числа 7.

На столе стояло семь блюдев и шесть чашек с чаем. Чего больше, чего меньше на сколько?

По рисунку видно, что блюдец больше, чем чашек на 1.
Также, чашек меньше, чем блюдец на 1.
Вывод: Если из семи вычесть шесть получается один.
7 – 6 = 1
Рассмотрим задание. Вставь пропущенные числа.
7 - □ = 6
□ + 2 = 7
5 + 1 = □
6 - □ = 4
6 - □ = 5
□ + 2 = 6
6 + 1 = □
7 - □ = 5
Решение:
7 – 1 = 6
5 + 2 = 7
5 + 1 = 6
6 – 2 = 4
6 – 1 = 5
4 + 2 = 6
6 + 1 = 7
7 – 2 = 5
П.7. Число и цифра 8. Число и цифра 9.
В числовом ряду после числа семь стоит число восемь, а за ним число девять.

Число восемь можно записать цифрой 8. Число девять – цифрой 9.

На схеме изображено 8 треугольников и 9 квадратов.

Видно, что квадратов больше, чем треугольников на один, значит число девять больше, чем число восемь на один.
Сделаем вывод:
Если к восьми прибавить 1, то получится 9.
Если из девяти вычесть 1, то получится 8.
8 + 1 = 9
9 – 1 = 8
Изобразим состав числа 8 и числа 9.

Рассмотрим задание 1. Расставь числа от 1 до 9 от меньшего к большему и от большего к меньшему.
Решение:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – от меньшего к большему.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – от большего к меньшему.
Рассмотрим задание 2. Составь выражения по рисункам:

Решение:

Рассмотрим задание 3. Собери из монет число 8.
Решение:

П.8. Число и цифра 0. Число 10.
На ветке висело 3 листочка, после все листочки опали. Теперь на ветке листочков нет.

Когда предметов нет, то говорят «нуль предметов».
Число нуль (говорят также ноль) записывают цифрой 0.

Ноль стоит перед числом 1 и называется предшествующим числом.
Особенности числа 0.

На первой тарелке 4 пирожка, а на второй тарелке пирожков нет или 0 пирожков. Вместе на обоих тарелках будет 4 пирожка.
Значит, 4 + 0 = 4 или 0 + 4 = 4.
Сделаем вывод: При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.
На столе лежало 5 апельсинов. Катя решила съесть апельсин, но потом передумала и ушла. Сколько осталось апельсинов на столе?

Так как Катя передумала есть апельсин, значит она не съела ни одного апельсина, то есть она съела 0 апельсинов. В итоге, на столе так и осталось 5 апельсинов.
Значит, 5 – 0 = 5.
Сделаем вывод: При вычитании из любого числа нуля получается то же самое число.
Если к цифре 1 подписать цифру 0, то получим число десять.
Число десять обозначается двумя цифрами: 1 и 0.

Каждая цифра пишется в отдельной клетке.
Число десять в числовом ряду стоит после числа девять и называется следующим числом.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Чтобы получить число десять нужно к девяти прибавить один.
9 + 1 = 10
Состав числа 10.

Рассмотрим задание 1. Вставь пропущенные числа.
6 - □ = 6
□ + 10 = 10
8 - 8 = □
7 + □ = 7
□ - 0 = 9
6 + 0 = □
Решение:
6 – 0 = 6
0 + 10 = 10
8 – 8 = 0
7 + 0 = 7
9 – 0 = 9
6 + 0 = 6
Рассмотрим задание 2. Реши задачу.

У кого из них больше монет и на сколько? У кого из них больше рублей и на сколько?
Решение:
У Вити две монеты и в сумме 10 рублей.
У Вовы три монеты и в сумме 9 рублей.
У Вовы больше монет, чем у Вити на 1 монету.
3 – 2 = 1
У Вити больше рублей, чем у Вовы на 1 рубль.
10 – 9 = 1
П.9. Числа от 11 до 20.
Числа от 1 до 10 - это числа первого десятка.
Числа второго десятка - это числа от 11 до 20. Они состоят из десятка и единиц.

10 ед. – это 1 дес.
Десять единиц составляют один десяток.
Если к десятку прибавить ещё одну палочку, то получим число одиннадцать.

Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся чисел. Слово «одиннадцать» состоит из частей «один», «на», «дцать».
Число одиннадцать изначально получилось, как «один на десяте», это означает «на один больше, чем десять», т. е. один плюс к десяти.
По истечению времени слово "десяте" преобразовалось в "дцать". Словом «дцать» в старину называли число 10.
Подобным образом образовались числа до девятнадцати:
двенадцать (10 + 2), тринадцать (10 + 3) и так далее.
Слово «двадцать» состоит из «два» и «дцать» - это означает два раза по десять. (1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20).

Рассмотрим задание 1. Сравни числа.
16 и 15
12 и 14
10 + 2 и 12
19 и 11
17 и 13
4 + 10 и 15
18 и 20
20 и 11
17 и 10 + 3
Решение:
16 >15
12 < 14
19 > 11
17 > 13
18 < 20
20 > 11
10 + 2 = 12
12 = 12
4 + 10 < 15
14 < 15
17 > 10 + 3
17 > 13
Рассмотрим задание 2. Вместо □ вставь пропущенные числа.
1 дес. □ ед. = 15
1 дес. 8 ед. = □8
□ дес. □ ед. = 12
2 дес. 0 ед. = □
Решение.
1 дес. 5 ед. = 15
1 дес. 8 ед. = 18
1 дес. 2 ед. = 12
2 дес. 0 ед. = 20