ИССЛЕДУЙТЕ. Строение зеленых водорослей.
5. Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей.
Ответ:6. Сделайте вывод.
Ответ:Во время проведения лабораторной работы мы изучили строение зеленых одноклеточных водорослей на примере хламидомонады. Водоросль имеет схожую структуру, включающую ядро, клеточную оболочку, цитоплазму и хроматофор. Хламидомонада также обладает жгутиками и светочувствительным элементом − "глазком".
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.
На основании изученного материала параграфа, рубрики «Это интересно», а также дополнительных источников информации и ваших наблюдений подготовьте сообщение на тему «Водоросли в культуре народов мира» или на тему «Многообразие водорослей и их значение в природе». Составьте в тетради развернутый план своего выступления. Не забудьте указать источники информации.
Ответ:Водоросли в культуре народов мира.
В некоторых культурах мира связывают водоросли с легендами и традициями. В Корее, например, суп из морских водорослей, таких как вакаме, говядины, кунжутного масла и соевого соуса, известен как миёккук и подается матерям после родов. В Австралии жители хранят легенды о йок-йоках - водяных духах, похожих на молодых русалок с водорослями вместо волос. В древнегреческой мифологии существует история о рыбаке главке, который превращается в морского бога-прорицателя, защитника моряков и рыбаков. В кельтской мифологии ирландские русалки называются мерроу и у них есть морские водоросли вместо волос. В японском фольклоре существует сёдзё - дух природы с длинными рыжими волосами и поясом из морских водорослей.
План:
1. В Корее.
2. В Австралии.
3. В древнегреческой мифологии.
4. В кельтской мифологии.
5. В японском фольклоре.
Многообразие водорослей и их значение в природе.
Роль водорослей в природе.
Выделение кислорода.
Водоросли поглощают из воды углекислый газ и насыщают её кислородом. Кроме того, значительная часть кислорода, выделяемого водорослями Мирового океана, попадает в атмосферу. Водоросли — древнейшие фотосинтезирующие организмы на нашей планете. Они были создателями кислородной атмосферы древней Земли. В настоящее время водоросли Мирового океана — один из основных поставщиков кислорода в атмосферу наряду с таёжными и тропическими лесами.
Производство органических веществ, начальное звено пищевых цепей.
В морях и океанах водоросли являются основными производителями органического вещества. Все водные животные так или иначе зависят от продуктивности водорослей, так как именно водоросли являются начальным звеном пищевых цепей большинства водных экосистем и служат кормом для растительноядных организмов.
Средообразующий компонент: места обитания водных организмов.
Водоросли — средообразующий компонент многих водных экосистем. Заросли водорослей являются местом постоянного обитания или временного убежища, а также нагула и нереста многих водных организмов.
Симбионты.
Некоторые виды одноклеточных водорослей являются одним из симбиотических компонентов в формировании лишайников. Многочисленную группу составляют симбиозы одноклеточных водорослей с одноклеточными и многоклеточными животными (инфузориями, губками, кишечнополостными, моллюсками).
Плодородие почвы.
Водоросли, обитающие в почве, участвуют в формировании её структуры и плодородия.
Образование осадочных пород.
Ряд горных пород — диатомиты, некоторые сланцы и известняки — образованы панцирем диатомовых водорослей, обитавших в морях в прошлые геологические эпохи.
Роль водорослей в жизни человека.
В жизни человека велика положительная роль водорослей как продукта питания, промышленного сырья, компонента биоочистки воды и т. д. Однако массовое размножение некоторых видов водорослей может наносить ущерб хозяйственной деятельности человека.
Ценный пищевой продукт.
Съедобные водоросли — ламинария, фукус, порфира, у льва — богаты минеральными веществами, особенно йодом. Они традиционно используются в дальневосточной и восточноазиатской кухнях.
Сырьё для пищевой и химической промышленностей.
Из некоторых морских водорослей — анфельции, хондруса, филлофоры — получают желатинообразные вещества и соединения йода, используемые в пищевой, целлюлозно-бумажной, парфюмерной промышленностях, а также при производстве лекарственных препаратов.
Корм для скота.
В некоторых странах водоросли культивируют для получения биомассы, идущей на корм скоту.
Удобрение.
В приморских регионах выброшенные на берег водоросли используют как органическое удобрение для сельскохозяйственных угодий. Зола от сжигаемых водорослей используется как калийное удобрение.
Очистка сточных вод.
Многие водоросли — хламидомонада, хлорелла — являются важными компонентами процесса биологической очистки сточных вод.
Наука и биоиндикация.
Такие водоросли, как хламидомонада и хлорелла, широко применяются для биологического тестирования токсичности химических веществ и качества очистки загрязнённых вод.
Гигантская одноклеточная водоросль ацетабулярия используется учёными-генетиками как лабораторный объект для исследования роли ядра и цитоплазмы в жизни клетки.
Агар-агар, получаемый из красных водорослей, используется для приготовления питательных сред, на которых выращиваются лабораторные микроорганизмы.
«Цветение» водоёмов.
«Цветением» водоёмов называют избыточное размножение в них одноклеточных планктонных водорослей. Они вызывают гибель рыбы в рыбных хозяйствах (заморы) и могут придавать неприятный вкус и запах питьевой воде. Некоторые виды таких водорослей известны своей токсичностью. Появление в воде ядовитых веществ, выделяемых клетками водорослей, является причиной отравления и даже гибели приходящего на водопой скота.
Водоросли-обрастатели и «луга океана».
Бурное развитие одноклеточных и нитчатых водорослей способствует загрязнению очистных сооружений и систем водоснабжения. Вместе с другими организмами водоросли могут участвовать в обрастании морских судов и ухудшать их ходовые качества: замедлять скорость движения и увеличивать расход топлива. Водоросли-макрофиты — саргассы, макроцистис — ризоидами прикрепляются ко дну. Когда они отрываются, то образуют плавающие на поверхности океана скопления слоевищ. Они формируют так называемые луга океана, которые затрудняют движение кораблей.
План:
1. Роль водорослей в природе
1.1. Выделение кислорода.
1.2. Производство органических веществ, начальное звено пищевых цепей.
1.3. Средообразующий компонент: места обитания водных организмов.
1.4. Симбионты.
1.5. Плодородие почвы.
1.6. Образование осадочных пород.
2. Роль водорослей в жизни человека.
2.1. Ценный пищевой продукт.
2.2. Сырьё для пищевой и химической промышленностей.
2.3. Корм для скота.
2.4.Удобрение.
2.5. Очистка сточных вод.
2.6. Наука и биоиндикация.
2.7. «Цветение» водоёмов
2.8. Водоросли-обрастатели и «луга океана».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
Осторожно снимите зеленый налет с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зеленый налет. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.
Ответ:Осторожно снимите зеленый налет с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зеленый налет. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.
Напишите свой комментарий внизу страницы.