ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
1. Проведите фенологические наблюдения. Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета. Результаты своих наблюдений оформите в виде сообщения с презентацией. Выступите с сообщением перед учащимися класса.
Ответ:Фенологические наблюдения за лугом в нашем регионе, характеризующемся разнообразием травянистых растений, проводились с целью изучения изменений в растительном сообществе в течение летнего периода. В ходе наблюдений были зафиксированы следующие параметры: цветение растений, рост листьев, высота трав, погодные условия.
Результаты наблюдений показали, что в начале июня на лугу цвели многие виды трав, включая васильки и одуванчики. Рост листьев у них был интенсивен, а высота трав составляла 18-27 см.
В июле цветение продолжалось, однако у некоторых растений, например, у одуванчиков, цветение завершилось. Рост листьев у других растений продолжался, но уже был медленным. Высота трав увеличилась до 31-46 см.
В августе цветение стало менее интенсивным. Однако некоторые виды растений, например, клевер и красавка, только начали свое цветение. Высота трав в среднем достигла 40-49 см.
Фенологические наблюдения за лугом, как за растительным сообществом, показали значительные изменения в течение летнего периода. В начале лета активно цвели многие виды трав на лугу, а к концу августа цветение стало менее интенсивным. Рост листьев и высота трав также менялись в зависимости от месяца лета. Наблюдения помогли нам понять динамику растительного сообщества и реакцию его растительности на изменения климата.
2. Рассмотрите схему пищевой сети сообщества (рис. 92). Подумайте и ответьте на вопрос, нужны ли растения в данной схеме? Предположите, что произойдет с сообществом, если они отсутствуют.
Растения в пищевой цепи выступают важнейшей ролью, так как они являются первичными продуцентами. Благодаря своей способности к фотосинтезу они могут преобразовывать неорганические вещества в органические. Если бы растения были исключены из данной цепи, это привело бы к нарушению баланса, в результате которого многие организмы потеряли бы свой источник питания и обитания. Поэтому присутствие растений в пределах пищевой цепи сообщества необходимо для его существования и устойчивости.
3. Рассмотрите схему пищевой сети сообщества (рис. 92). Подумайте, как могут изменяться представленные взаимоотношения в течение года.
− Сезонное цветение растений может привести к изменениям в доступности пищи для травоядных животных и, соответственно, для хищников. Это может сказаться на взаимоотношениях внутри сообщества, так как хищники могут испытывать трудности при поиске пищи в периоды цветения.
− Миграция животных в поисках пищи или для размножения является еще одной причиной изменений в цепи хищник – добыча в сообществе. Перемещение животных может вызывать сдвиг в распределении пищевых ресурсов, повлиять на конкуренцию и насыщенность пищи для хищников.
− Сезонные изменения в климате могут оказывать влияние на доступность воды и пищи. Например, засуха может сделать пищу для травоядных животных менее доступной, что может привести к изменениям в пищевой сети и повлиять на хищников.
− Сезонное размножение животных приводит к изменениям в динамике пищевой цепи. Новорожденные особи становятся легкой добычей для хищников, что может повлиять на количество и состав хищников в сообществе. Это может привести к изменениям в их взаимоотношениях и взаимодействиях.
− Смена питательных маршрутов и поведения в зависимости от сезонных условий также может вносить свои коррективы в взаимоотношения внутри сообщества. Например, спячка зимой может изменить распределение и конкуренцию за пищевые ресурсы, а также повлиять на взаимодействия между хищниками и добычей.
4. Вы знаете, что устойчивость природных сообществ зависит от разнообразия обитающих в них видов. Докажите это утверждение на примере сообщества озера или болота. Составьте пищевую цепь сообщества и используйте ее при аргументации.
Ответ:Для подтверждения зависимости устойчивости природных сообществ от разнообразия видов, рассмотрим пищевую цепь в болотном сообществе. В этой цепи присутствуют следующие звенья: водоросли, головастики, рыбы и цапли. Первым звеном являются растения, которые с помощью фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в органические вещества и обеспечивают первичную продукцию. Второе звено состоит из водных обитателей, которые питаются этими растениями. Третье звено представляет собой хищников второго уровня, которые могут самостоятельно стать добычей для других хищников. Наконец, четвертое звено включает исключительных хищников. Если разнообразие видов растений в болотном сообществе уменьшится, например, из-за изменений климата, это приведет к снижению доступности пищи для травоядных и, следовательно, для всех остальных участников данной пищевой цепи. Доминирование одного вида растений может нарушить баланс в пищевой цепи и способствовать ухудшению устойчивости сообщества.
Напишите свой комментарий внизу страницы.