1. Охарактеризуйте абиотические, биотические и антропогенные факторы. Приведите примеры факторов каждой из групп.
2. Опишите процессы, происходящие в живых организмах с участием солнечного света.
3. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.
4. Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека.
5. Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, заполните таблицу в рабочей тетради.
1. К абиотическим факторам относят факторы неживой природы: ветер, солнце, характер почвы, температура. К биотическим – факторы живой природы. Это взаимодействия между организмами: паразитизм, хищничество, конкуренция. Антропогенные факторы отражают деятельность человека: вырубка лесов, распашка целинных земель, создание природных заповедников.
2. Солнечный свет влияет на рост и развитие организмов.
Для растений свет это главное условие фотосинтеза. Фотосинтез-источник энергии для всей остальной пищевой цепи. Свет необходим и для синтеза хлорофилла. Часть падающего на растения солнечного света расходуется на испарение воды и таким образом усиливает транспирацию. Фотопериодизм. Важен для синхронизации жизнедеятельности и поведения растений и животных (особенно размножения) с временами года.
3. Для жизни в условиях с низкой увлажненностью организмы имеют определенные приспособления. Растения способны сворачивать листья (ковыль), накапливают воду в мясистых стеблях (кактусы), развивают мощную корневую систему (верблюжья колючка). Животные формируют роговые чешуйки (ящерица), ведут норный образ жизни (суслики), способны синтезировать метаболическую воду (верблюд).
4. Распашка целинных земель меняет биоразнообразие, ведет к гибели организмов, теряются плодородные почвы. Вырубка лесов ведет к негативным последствиям: исчезают виды растительного и животного мира, изменение климата (повышение температуры за счет накопления углекислого газа), возникают почвенные эрозии (образование пустынь).
5.
Напишите свой комментарий внизу страницы.